Обсуждение: Телеафиша
Просмотреть только это сообщение
Старые 19-03-2008, 13:14   #104
Эрик
Loathsome gargoyle!
 
Аватар пользователя Эрик
 
На форуме с: Aug 2003
Место жительства: питерский трюм
Сообщений: 7,692
ДЖОЗЕФ МЕРРИК (1862 - 1890)


Тайна имени

Подлинное имя Человека-слона было Джозеф Меррик, а не Джон. Сохранившиеся документы показывают, что Меррик всегда подписывался именем Джозеф и что в газетных публикациях тех времен он везде упоминается только как Джозеф.

Однако в своей биографической книге о Меррике "Человек-слон" сэр Фредерик Тривз везде именует его Джоном - и именно под этим именем Меррик стал широко известен.

Авторы сценария фильма Дэвида Линча также оказались во власти заблуждения. В этом аспекте специальный титр: "Фильм основан на реальной истории жизни Джона Меррика, известного как Человек-слон, а не на одноименной бродвейской пьесе или любом другом художественном произведении" - выглядит несколько курьезно.

Меррик именуется Джоном и в ранних биографиях, и в книге Эшли Монтэгю "Человек-слон: Этюд о человеческом достоинстве". Причем в приложении к книге Монтэгю приводится записка доктора Карра Гомма, написанная сразу после смерти Меррика, в которой доктор правильно называет его Джозефом. Однако Эшли Монтэгю расценил это как ошибку доктора.

В пьесе Бернарда Померанса "Человек-слон" герой также именуется Джоном на протяжении всего действия, за исключением сцены, в которой доктор Карр Гомм читает вслух документ (тот самый, который разместил в своей книге Эшли Монтэгю) и правильно называет мистера Меррика Джозефом. В пьесе доктор Тривз "поправляет" Карра Гомма, сообщая, что "его звали Джон".

Сохранившиеся рукописи показывают, что Фредерик Тривз знал, что имя Меррика - Джозеф, и намеренно вычеркивал из текста это имя, заменяя его на имя Джон.

Что заставило сэра Фредерика Тривза переименовать Джозефа Меррика в Джона - остается тайной.


Биография

Джозеф Кэри Меррик, известный также как Джон Меррик и Человек-слон, родился в городе Лестере, Великобритания, 5 августа 1862 года.

Он был старшим из троих детей супругов Джозефа Рокли Меррика (1838 - 1897) и Мэри Джейн Меррик, урожденной Поттертон.

Свое первое имя Джозеф получил в честь отца.

Младшего брата Джозефа звали Уильям Артур Меррик. Он родился 8 января 1866 года и умер от скарлатины 21 декабря 1870 года, немного не дожив до 5 лет.

Младшую сестру Джозефа звали Мэрион Элиза Меррик. Она родилась 28 сентября 1867 года, была увечной с рождения и умерла во время припадка падучей 19 марта 1891 года в возрасте 24 лет.

Джозеф Меррик родился нормальным ребенком. Но в пятилетнем возрасте у него появились первые признаки врожденной патологии, а в подростковом возрасте уже развилось серьезное уродство.

19 мая (по другим данным - 29 мая) 1873 года мать Джозефа умерла от пневмонии в возрасте 36 лет, а отец в 1875 году женился на Эмме Вуд Антхилл. К этому времени деформация тела 13-летнего Джозефа стала настолько обширной, что мачеха не пожелала, чтобы пасынок жил в доме.

Джозеф устроился на работу на табачную фабрику, однако из-за прогрессирующей деформации правой руки ему не удавалось выполнять необходимую норму по производству сигар, и он был вынужден уйти с этой работы в 1878 году.

Джозефу приходилось подолгу быть на улице и он стал подрабатывать галантерейщиком. При этом Джозеф постоянно подвергался нападкам со стороны местных детей. В конце концов, устав от брани мачехи, которая попрекала его куском хлеба, Джозеф Меррик покинул свой дом.

29 августа 1884 года Джозеф Меррик устроился на работу в цирковое шоу Тома Нормана, где его приняли довольно тепло и обращались с ним вполне дружелюбно. В течение нескольких лет Джозеф путешествовал и выступал с этой бродячей цирковой труппой и стал широко известен как Человек-слон. Ему даже удалось скопить состояние в 50 фунтов стерлингов (в те времена на один фунт семья из трёх человек могла жить неделю, если тратить экономно).

Однажды во время выступления труппы в Лондоне Джозефа Меррика увидел практикующий физиолог доктор Фредерик Тривз. Чрезвычайно заинтересовавшись столь необычным человеком, Тревз дал ему свою визитную карточку. Так началось знакомство Джозефа Меррика и Фредерика Тривза.

2 декабря 1884 года Фредерик Тревз представил Человека-слона Лондонскому Патологическому обществу.

В 1886 году цирковые номера с использованием шоу уродов были объявлены в Англии вне закона, и Том Норман был вынужден продать Джозефа некому австрийцу. Вместе с ним Меррик переехал в Бельгию в поисках работы. В Брюсселе он был обманут и брошен своим работодателем-шоуменом, который сбежал от Джозефа, похитив его деньги.

Вернувшись в Лондон, Джозеф Меррик стал причиной несчастного случая на станции Ливерпуль. Из-за деформированного рта, а также из-за тяжёлой формы бронхиальной астмы Меррик с трудом мог разговаривать, поэтому он достал визитную карточку доктора Фредерика Тривза, который и был вызван. Тривз поместил его в Королевскую Лондоскую больницу, где у него была своя практика и где Джозеф Меррик обрел постоянный дом.

Благодаря повышенному вниманию прессы, мистер Джозеф Меррик стал достопримечательностью Викторианского Лондона. Принцесса Уэльсская Александра проявляла интерес к персоне Джозефа, что заставляло аристократов навещать его.

Поначалу, познакомившись с Джозефом Мерриком, доктор Фредерик Тривз посчитал его слабоумным с рождения идиотом, не осознающим свое состояние и положение. Причиной такого вывода доктора послужил тот факт, что из-за чудовищной деформации тканей выражение лица Меррика никогда не менялось, а речь была абсолютно неразборчива. Лишь позднее Фредерик Тривз открыл, что Человек-слон не только не слабоумный, но и вполне образованный, интеллектуально развитый и утонченный человек.

Обнаружив это, Фредерик Тривз решился хирургическим путем убрать наросты на губах Меррика. Операция прошла успешно, и после этого речь Джозефа стала более понятной.

В своих мемуарах Фредерик Тривз написал:

То, что он был способен осознавать своё положение, было немыслимо… Я понял подавляющую трагедию его жизни только тогда, когда узнал, что Меррик был очень умен, наделен острой чувствительностью и, что хуже всего, обладал романтическим воображением.

И действительно, ко всеобщему изумлению, чудовищно изуродованный Джозеф Меррик оказался умным, образованным и обладающим богатым внутренним миром человеком. Благодаря помощи Фредерика Тривза ему удавалось посещать театры, он много читал, а в поздние годы стал и писать - как прозу, так и поэзию.

Одно из самых известных стихотворений Джозефа Меррика, которое он сам очень любил и часто цитировал, в звучит так:

This true my form is something odd,
but blaming me is blaming God.
Could I create myself anew,
I would not fail in pleasing you.
If I could reach from pole to pole,
or grasp the ocean with a span,
I would be measured by the Soul,
the mind's the standard of the Man.

(Этот мой реальный вид - нечто странное,
но обвинять меня - значит обвинять Бога.
Если бы я мог создать себя сам заново,
я бы смог порадовать вас.
Если бы я мог простираться от полюса до полюса
или охватить океан пядью,
я мог бы быть оценён по душе,
По уму нормального Человека.)


Самым известным прозаическим произведением Джозефа Меррика стала его книга "Жизнь и приключения Джозефа Кэри Меррика", в которой он причудливо переплел реальные факты своей жизни с фантазиями.

Кроме того, Меррик, пользуясь только левой рукой, создавал из бумаги макеты соборов, которые он дарил ухаживающим за ним медсёстрам, докторам и другим добрым к нему людям. Один из таких макетов хранится в Королевском Лондонском Музее.

Летом 1887 года Джозеф Меррик провёл несколько недель на природе. Были приняты специальные меры, чтобы оградить его от постороннего внимания - ему пришлось ехать в карете с закрытыми занавесками. Впрочем, Джозеф был очень рад уехать из урбанизированного Лондона. На протяжении своего отдыха на природе Меррик завёл новых друзей, а также собирал коллекцию диких цветов, чтобы забрать с собой в Лондон. Позже он еще дважды посетил это место - в 1888 и 1889 годах.

Когда Джозеф Меррик был направлен в больницу, британская пресса так широко расписала его печальное существование, что по адресу администрации клиники пришло столько денег, что их с лихвой хватило бы на покрытие расходов по содержанию пациента в течение ста лет!

Джозеф Меррик прожил в больнице около пяти лет и умер 11 апреля 1890 года в возрасте 27 лет.

Из-за деформации своего тела Джозеф Меррик не мог спать горизонтально - ему приходилось спать сидя. Но 11 апреля, оставшись в своей комнате один, он решил заснуть как все нормальные люди - положив голову на подушку. В 13 часов 30 минут Джозеф Меррик умер от асфиксии, так как тяжёлая голова пережала тонкую шею.

После смерти Джозефа Меррика его скелет и некоторые части тела были сохранены для науки: часть внутренних органов была заспиртована, а с головы, рук и ног были сняты гипсовые слепки.

Заспиртованные органы были уничтожены налетами немецкой авиации во время второй мировой войны, а скелет и слепки уцелели и до сих пор хранятся в Королевской Лондонской клинике.


Болезнь

Доктор Фредерик Тривз описал Джозефа Меррика следующим образом:

Это был самый отвратительный представитель человеческого рода, какого я только видел… Самой выделяющейся его чертой была его непропорционально большая деформированная голова с огромным костным наростом на лбу - там, где у обычных людей бывают брови. Позади головы свисали складки коричневой губчатой кожи, поверхность которых была сопоставима с коричневыми соцветиями цветной капусты. На макушке росли несколько длинных тонких волосков. Нарост на лице почти скрывал один глаз. Из верхней челюсти рос ещё один костный нарост - он торчал из его рта как розовый пень. Верхняя губа была вывернута наружу и напоминала кончик слоновьего хобота - отсюда и взялось прозвище. Нос был просто куском плоти, и понять, что это нос, можно было только по местоположению. Спина была просто ужасна, потому что с неё до середины бедра свисала огромная, мешкообразная складка плоти, покрытая той же кожей, напоминающей отвратительную цветную капусту. Такой же кожей была покрыта его грудная клетка. Его левая рука была нормальной, а правая, необычайно грубая, заканчивалась кистью, больше похожей на плавник. Правая нога напоминала правую руку, что вынуждало его пользоваться тростью при хождении. Всё это дополнялось крайне неприятным запахом, источаемым больной кожей.

Сам Джозеф Меррик так описывал свою внешность в своей книге "Жизнь и приключения Джозефа Кэри Меррика":

Длина окружности моей головы - 36 дюймов, сзади находится большой нарост размером с чайную чашку, другая часть головы покрыта, так сказать, холмами и долинами, и это всё смешано в общую кучу, в то время как лицо имеет такой вид, что никто не мог описать его. Правая рука имеет размер и форму слоновьего хобота: 12 дюймов вокруг запястья и 5 дюймов вокруг одного из пальцев; другая рука — не больше чем рука девочки десяти лет, хотя она и вполне работоспособная. Мои ноги и ступни охвачены толстой шероховатой кожей, подобно коже слона, и имеет почти тот же самый цвет. Никто бы не поверил, что такое может существовать, пока не увидел бы это.

При жизни Джозефа Меррика тогдашняя медицина так и не смогла точно диагностировать его заболевание.

Сам Джозеф Меррик был убежден, что причиной его уродства стало то, что его мать во время беременности сильно напугал дикий слон.

Лишь более поздние исследования его скелета и гипсовых слепков, сделанных с его тела, позволили с достаточной долей уверенности утверждать, что причиной чудовищного уродства Меррика стал нейрофиброматоз (сокращенно NF), более известный как "слоновья болезнь", также известный как "болезнь Реклингхаузена", - генетическая патология, от которой страдает один человек из 4000и которая вызывает увеличение и деформацию костей, а также рост доброкачественных кожных и костных образований.

Именно нейрофиброматоз типа I как предполагаемая причина уродства Меррика упоминается в книге Эшли Монтегю "Человек-слон: Этюд о человеческом достоинстве", вышедшей в 1971 году.

Международный фонд помощи страдающим нейрофиброматозом даже использовал фильм Дэвида Линча для привлечения внимания к этому феномену и сбора денежных средств.

Однако более поздняя экспертиза, проведенная в 1986 году и включавшая в себя компьютерное сканирование скелета, позволила исследователям утверждать, что Джозеф Меррик страдал еще более редким заболеванием - синдромом Протея, следствием которого стала чудовищная деформация всего тела, включая кости черепа и конечности.

Исследования образцов ДНК, извлеченных из сохранившихся подлинных фрагментов волос, костей и зубов Джозефа Меррика, проведенные в 2003 году, позволили современным ученым-медикам с достаточно высокой долей вероятности утверждать, что определенно Меррик страдал и синдромом Протея, и нейрофиброматозом, являя собой уникальный случай в истории анатомической патологии.

Тогда же, в 2003 году, на основе анализа сохранившегося черепа Человека-слона и черт лица одного из его родственников при помощи специально созданной компьютерной программы ученым удалось реконструировать внешность Джозефа Меррика - так он выглядел бы, если бы его не изменила чудовищная болезнь.


Человек-слон на сцене и на экране

Во второй половине ХХ века американский драматург Бернард Померанс написал пьесу "Человек-слон". Пьеса была впервые поставлена в Великобритании с Дэвидом Скофилдом в заглавной роли.

Американская премьера пьесы состоялась на Бродвее в 1978 году в постановке режиссера Джека Хофсисса.

В 1979 году спектакль "Человек-слон" был удостоен 3-х премий "Тони" по разделу драмы: лучший спектакль, лучший режиссер (Джек Хофсисс) и лучшая актриса (Кароль Шелли, поделившая награду с Констанс Каммингс, игравшей в пьесе "Крылья"). (По разделу мюзикла в том году все основные награды собрал мюзикл Стивена Сондхайма "Суини Тодд: Демон-брадобрей с Флит-стрит".)

Роль Джона Меррика в бродвейском спектакле исполнил Филип Энглим, а роль Фредерика Тревза - Кевин Конвей.

Впоследствии в роли Джона Меррика в этой постановке дебютировал на Бродвее легендарный музыкант, композитор, певец и актер Дэвид Боуи.

Участие в постановке певца Дэвида Боуи породило ошибочное мнение, что этот спектакль был мюзиклом, тогда как на самом деле это было драматическое представление.

В оригинальном спектакле зрители так и не видели лица Джона Меррика.

3 октября 1980 года состоялась премьера кинофильма Дэвида Линча "Человек-слон" с Джоном Хёртом в роли Джона Меррика и Энтони Хопкинсом в роли Фредерика Тревза.

4 января 1982 года состоялась премьера 90-минутной телевизионной версии бродвейского спектакля в постановке того же Джека Хофсисса, в которой снялись звезды сценической версии Филип Энглим и Кевин Конвей, а также Гленн Клоуз (принцесса Александра), Пенни Фуллер (миссис Кендал) и Ричард Кларк (доктор Карр Гомм).

В начале нового тысячелетия французский композитор Лоран Птижирар на основе оригинального либретто Эрика Нонна написал оперу "Джозеф Меррик, Человек-слон".

Партия Джозефа Меррика была написана для меццо-сопрано/контртенора.

Премьера оперы "Джозеф Меррик, Человек-слон" состоялась 29 ноября 2002 года в Оперном театре Ниццы (Франция) в постановке Даниэля Месгиша.

Партию Джозефа Меррика исполнила солистка Пражской оперы Яна Сыкорова (меццо-сопрано).

Видеоверсия этой постановки была выпущена на DVD в 2005 году.

Отредактировано Эрик : 06-11-2010 at 20:36.
Эрик оффлайн   Ответить с цитированием