Мюзикл Мы потрясем вас — Мюзиклы
МЫ ЗНАЕМ О МЮЗИКЛАХ ВСЕ!

Алан Никитин

Мы потрясем вас

Мы потрясем вас

2002

музыка Queen

либретто Ben Elton (Бен Элтон)

Впервые идею создания мюзикла на основе творчества легендарной рок-руппы Queen — скорее шутя, нежели серьезно — предложил бессменный менеджер группы Джим Бич (Jim Beach) в далеком 1986 году, когда Фредди Меркьюри (Freddie Mercury), Брайан Мэй (Brian May), Роджер Тейлор (Roger Taylor) и Джон Дикон (John Deacon) выступали с последними концертами своей необыкновенной «Волшебной гастроли» (Magic Tour).

Концерты Queen всегда носили характер театрального представления, феерии, захватывающей зрителей на протяжении всего действа, и все участники группы не были чужды театральному миру. 

Фредди Меркьюри очень любил театр и оперу. Седьмого октября 1979 года Фредди на один вечер стал солистом труппы Королевского балета, станцевав в специальном благотворительном представлении под свои же композиции Bohemian Rhapsody и Killer Queen. В 1986 году Фредди записал две композиции для мюзикла Time, который шел в то время на сцене театра Доминион (того самого театра, в котором впервые была поставлена и до сих пор продолжает идти оригинальная версия мюзикла We Will Rock You), а через два года именно на этой сцене состоялось последнее «живое» выступление великого певца.

Гитарист группы Брайан Мэй в 1990 году также попробовал свои силы в театральном мире, написав музыку к постановке «Макбета». Дэйв Кларк вспоминает: «Я работал с сэром Лоуренсом Оливье над мюзиклом The Time. Однажды мы с ним вместе сидели за столиком и слушали альбом Фредди. Лоуренс тогда сказал: „Вот этот актер как раз для тебя“. Вскоре я рассказал о нашем разговоре Фредди, которому было очень приятно получить такую похвалу от великого актера. Потом чета Оливье и Фредди встретились у меня дома. Они очень быстро подружились и весь вечер беспрестанно всех веселили».

Реальные контуры этот замысел приобрел только десять лет спустя, когда, в 1996 году, на международном кинофестивале в Венеции музыканты Queen встретились с Робертом Де Ниро (Robert de Niro). Как вспоминает Мэй, Де Ниро сам предложил идею о мюзикле: «У Queen до сих пор нет мюзикла? По-моему, кто-то должен его сделать!». С этого момента и началась кропотливая работа над проектом, занявшая шесть долгих лет.

Первоначально планировалось создать мюзикл, основанный на истории самой группы Queen, однако Брайана Мэя смущал этот биографический подход, и в итоге было решено выстроить совершенно оригинальный сюжет. Его автором стал знаменитый британский комедиограф Бен Элтон (Ben Elton).

Уже в двадцатитрехлетнем возрасте Бен Элтон снискал себе известность, выступив соавтором чрезвычайно популярной комедии BBC The Young Ones. Этот получивший множество наград сериал стал культовым во всем мире, а книга по его мотивам, вышедшая в 1984 году, стала в Британии самой продаваемой книгой года. В 1985 году Бен начал сотрудничать с Ричардом Кертисом (Richard Curtis), и вместе они написали сценарии невероятно успешных сериалов «Черная гадюка-2» («Blackadder 2»), «Третья Черная гадюка» (Blackadder the Third) и «Черная гадюка наступает» (Blackadder Goes Forth) с Роуэном  Аткинсоном, Стивеном Фраем и Хью Лори в главных роля. В 1995 году Бен Элтон выступил в качестве не только сценариста, но и продюсера фильма «Тонкая голубая линия» (The Thin Blue Line), в котором блистал Роуэн Аткинсон. Комедия собрала рекордную по тем временам аудиторию и завоевала награду за «Лучшую новую комедию» на церемонии вручения премии Британской Комедии (British Comedy Award). В 2000 году состоялся режиссерский дебют Бена в фильме Maybe Baby. Первая работа Бена на поприще мюзиклов состоялась в сотрудничестве с Эндрю Ллойд-Уэббером; это был мюзикл «Прекрасная игра» (The Beautiful Game), открывшийся в сентябре 2000 года. 

Сюжет мюзикла, получившего свое название по одной из самых популярных песен Queen — We Will Rock You (дословно — «Мы потрясем вас») переносит зрителя в будущее, в фантастический мир Га-Га (Ga-Ga), где запрещены музыкальные инструменты, где все носят одинаковую одежду, смотрят одинаковые фильмы и слушают одинаковую музыку, производимую мегакомпьютерами. Глобализация завершена, и теперь у людей есть только сытая нормированная жизнь и однообразная штампованная культура. Безопасный и счастливый мир.

Но в этом безоблачном комфортном мире, искусственно созданном компьютерной корпорацией ГлобалСофт (GlobalSoft), находится неравнодушное поколение, которое хочет жить своими собственными чувствами и эмоциями, создавать и играть живую музыку.

Сопротивление растет. Под шаблонными глянцевыми городами поселяются Представители богемы (Bohemians) — мятежники, которые верят, что когда-то был и подлинный Золотой век, в котором люди играли свою музыку, сочиняли свои песни... Они называют то время Рапсодия (Rhapsody).

Легенда гласит, что не все музыкальные инструменты были уничтожены — и, значит, у настоящей музыки есть шанс. Главные герои, Галилео и Скарамуш, отправляются на поиски выживших инструментов и вступают в борьбу с могущественной силой в лице коварной Киллер Куин. Нелегкие испытания ждут отважных мятежников...

Необычный сюжет, мелодичность и узнаваемость хитов, присущая Queen особенная зрелищность исполнения, всемирная известность легендарной группы — всё это предвещало «We Will Rock You» большой успех. Этому способствовала и привлечённая к работе команда, сплошь состоящая из громких имен. Костюмы разработал дизайнер Тим Гудчайлд (Tim Goodchild) — трехкратный лауреат высшей театральной премии имени Лоуренса Оливье (оформлявший многие постановки Уэст-Энда, в том числе спектакли Королевской Шекспировской Компании). Художниками-постановщиками стали Вилли Уильямс (Willie Williams) и Марк Фишер (Mark Fisher), работавшие ранее для групп Pink Floyd и The Rolling Stones, а также Дженет Джексон (Janet Jackson) и создавшие знаменитое мультимедийное шоу для группы U2. Звездную команду дополнили хореограф Эрлен Филипс (Arlene Phillips) — в прошлом она ставила танцы для клипов Фредди Меркьюри и для мюзиклов «Звездный экспресс» (Starlight Express), «Бриолин» (Grease) и «Лихорадка субботнего вечера» (Saturday Night Fever), а также музыкальный редактор Майк Диксон (Mike Dixon) ранее работавший над спектаклями «Бриолин» и «Доктор Дулитл» (Dr. Dolittle).

Режиссером We Will Rock You стал Кристофер Реншоу (Christopher Renshaw), автор известных бродвейских и уэст-эндских постановок. Кристоферу принадлежит особая роль в создании мюзикла — фактически он стоял у самых истоков проекта. Будучи большим поклонником Queen, он уже давно хотел создать нечто подобное. Роберт Де Ниро (еще до встречи с музыкантами) беседовал с Реншоу о музыкальном театре и, когда разговор зашел о Queen, Кристофер полностью поддержал Роберта: «Мюзикл Queen — это именно то, что мне очень хочется сделать».

26 марта 2002 года Роджер Тейлор, Брайан Мэй, Бен Элтон и специально прилетевший в Лондон Роберт Де Ниро дали пресс-конференцию по поводу предстоящей премьеры We Will Rock You, которая должна была состояться 14 мая в уэст-эндском театре «Доминион» (Dominion). «Для меня показалось великолепной идеей сделать это шоу» — сказал на пресс-конференции Де Ниро. Его компания Tribeca Productions имеет двадцатипятипроцентную долю в проекте и является одной из трех компаний, которые финансируют постановку.

«Немало денег было потрачено на лазерные эффекты», — сказал автор либретто Бен Элтон. — «Для шоу по специальному заказу было изготовлено восемь огромных плазменных экранов».

Брайан Мэй отметил, что не разделяет мнения о том, будто постановка мюзикла завершает историю группы. «Я не думаю, что это финал, — я уверен, что это продолжение. Так получается, что всегда возникают какие-то новые идеи, которые мы и воплощаем. Это не история Queen, но вы все же можете провести некоторые параллели с историей группы. Это не рок-мюзикл, это гораздо больше, чем просто рок-н-ролльное представление в театре. Мы чувствуем, что Фредди мюзикл очень бы понравился. Он и в самом деле любил театр и наверняка был бы доволен тем, что мы сделали».

Роджер Тейлор добавил: «Один из лучших моментов в мюзикле — это то, что с нашим хором „Богемская Рапсодия“ может быть полностью исполнена вживую, чего мы никогда не могли сделать прежде. Мы не хотели делать этот мюзикл похожим на остальные. Надо рисковать. И мы это сделали. Наше шоу изменит Уэст-Энд. И, думаю, в этом есть необходимость».

На премьере в Лондоне присутствовал не только первые лица Британии, но также многие знаменитые и влиятельные представителей других государств. Реакция критиков на премьеру была неоднозначной, нередко весьма негативной. Это не стало сюрпризом для Мэя и Тейлора: еще с давних времен у критиков считалось хорошим тоном выступать с нападками на Queen. Однако шоу делалось не для критиков, а для зрителей — и они были в совершенном восторге; многие приходили и продолжают приходить на представление по многу раз.

Мюзикл We Will Rock You стал одним из самых дорогостоящих лондонских мюзиклов — в его создание было вложено 7.5 миллионов фунтов стерлингов. В течение только семи дней после премьеры кассовые сборы We Will Rock You составили свыше 1 миллиона 200 тысяч долларов, что побило все предыдущие рекорды театра Доминион. В течение первых пяти недель после премьеры кассовые сборы We Will Rock You составили более 6 миллионов долларов, и только за этот период его посмотрело свыше ста тысяч человек. По состоянию на апрель 2004 года было дано свыше 700 представлений мюзикла, а кассовые сборы составили свыше 70 миллионов долларов!!!!!!!!!!!!!.

Вскоре  после премьеры на Уэст-Энде были объявлены дальнейшие планы по «потрясению» всего мира — претендентами на «встряску» в 2003 году стали Австралия и Испания. Осенью также появились первые слухи о возможности постановки рок-мюзикла в Москве, которые подогрел гитарист Брайан Мэй интригующими высказываниями о своих намерениях относительно показа спектакля «на Востоке».

25 февраля 2003 года Мэй и Тейлор провели пресс-конференцию в Мадриде. Это событие, которое проходило в столичном театре Кальдерон (Calderon), собрало всю прессу Мадрида и других регионов Испании — всего около трехсот представителей различных СМИ. По окончании пресс-конференции стало понятно, что и в других странах спектакли ни в чем не будут уступать лондонской постановке. Даже более того, в каждой стране сценарий будет переработан в соответствии со сложившимися там национальными и культурными традициями. Весной и летом 2003 года велась работа сразу над двумя постановками мюзикла — в Австралии и Испании.

Наконец, в ноябре 2003 года было официально объявлено, что мюзикл We Will Rock You будет поставлен и в России. Постановку осуществляет продюсерская компания «Центум» совместно с компанией Queen Theatrical Productions Ltd. с правом проката на территории России, стран СНГ и Балтии.

В России к работе над проектом привлечена команда профессионалов: Сергей Баранов и Дмитрий Галкин (продюсеры постановки), Михаил Мишин (авторский перевод и адаптация либретто), Дмитрий Астрахан (режиссер постановки), Анна Браславская (хореограф), Юрий Антизерский (художник постановки), Артур Байдо (музыкальный руководитель), Евгений Маргулис (музыкальный консультант), Татьяна Юдина (художник по костюмам), Олег Тимофеев (технический директор).

26 февраля 2004 года состоялась пресс-конференция с российскими продюсерами постановки, участниками Queen Мэем и Тейлором, а также менеджером группы Джимом Бичем. «Главной особенностью мюзикла будет его интерактивность», — пояснил Роджер Тейлор. — «В постановке будет очень много элементов рок-шоу, и мы надеемся, что публика будет принимать в нем самое активное участие. Поскольку мы люди из мира рок-н-ролла, то одной из идей постановки как раз и было — перенести рок-н-ролл на театральные подмостки».

«Хотя We Will Rock You — мюзикл, его центральная фигура — вовсе не музыкант, а обычный парень, у которого просто есть мечта», — рассказывал Брайан Мей. — «Он толком еще и сам не разобрался, чего хочет от жизни, но уже ищет собственный путь для самовыражения. По ходу спектакля его мечта осуществляется. Мюзикл очень заводной, но за внешней беззаботностью и легкостью скрыты глубокие идеи. Я надеюсь, наши зрители задумаются об этом. Главной идеей We Will Rock You является идея индивидуальности и свободы самовыражения. Московская версия мюзикла не похожа ни на одну другую постановку, потому что будет по возможности максимально русской: танцоры, певцы, музыканты, продюсеры — полное самовыражение и полная индивидуальность. Мы, со своей стороны, также примем непосредственное участие в работе над проектом», — заверил он.

В апреле участники легендарной группы Queen вошли в жюри заключительного этапа отбора исполнителей для российской постановки. Всего по скромным подсчетам, в конкурсе приняли участие около 2 000 вокалистов и более 600 музыкантов, которые приехали в Москву практически со всей территории бывшего СССР. Конечно, трудно было выбирать лучших из такого количества талантливых молодых людей, но в итоге три состава актеров и два состава музыкантов все же были утверждены и приступили к репетициям — и Брайан Мэй отозвался о них с большой похвалой.

В России премьера этого небывалого по зрелищности шоу состоялась 17 октября 2004 года в Московском государственном театре Эстрады, последнее представление прошло 27 февраля 2007 года.

Мюзикл We Will Rock You был удостоен пяти наград Выбор Театралов Лондона (London Theatregoers’ Choice Awards; в категориях «Лучший новый мюзикл», «Лучший режиссер», «Лучший актер», «Лучшая актриса», «Лучшая роль второго плана»), победил в номинации «Представление года» среди других претендентов на награду Великая Легенда (Capital Legends Awards 2003), был номинирован на награду Лоуренса Оливье ( Laurence Olivier Awards 2003; в категории «Лучший актер второго плана»). Австралийская постановка We Will Rock You 13 июля 2004 года была заявлена в девяти номинациях на награду Хелпманна (Helpmann Awards) и победила в пяти из них.

Восьмого сентября 2004 года состоялась премьера в Лас-Вегасе (США). Немецкие зрители смогут посмотреть спектакль We Will Rock You в Кёльне, начиная с декабря. А в следующем, 2005 году, уже готовы как следует «встряхнуться» Йоханнесбург (ЮАР), Милан (Италия), Торонто (Канада) и Токио (Япония).

Эндрю Ллойд-Уэббер очень хотел, чтобы Фредди Меркьюри сыграл роль Призрака в его мюзикле «Призрак Оперы» («The Phantom Of The Opera»). Ллойд-Уэббер считал, что лучше Фредди с этой ролью никто не справится. К сожалению, вначале у Фредди было очень много работы, а впоследствии он уже был неизлечимо болен. Зато Меркьюри удалось поработать с Тимом Райсом, который принимал участие в сочинении текстов для альбома Фредди Меркьюри и Монтсеррат Кабалье Barcelona. Вместе с Фредди они написали песни The Fallen Priest и The Golden Boy.