Мюзикл Сорок вторая улица (42nd Street) — Мюзиклы
МЫ ЗНАЕМ О МЮЗИКЛАХ ВСЕ!

Наталья Карпова, Светлана Бутовская

Сорок вторая улица

42nd Street

1981

музыка Harry Warren (Гарри Уоррен)

песенные тексты Al Dubin (Эл Дабин)

либретто Mark Bramble & Mike Stewart (Марк Брэмбл & Майк Стюарт)

Мюзикл «Сорок вторая улица» (42nd Street) занимает второе место по продолжительности жизни на сцене среди всех бродвейских шоу — он был сыгран 3 486 раз. Первое место принадлежит мюзиклу «Кордебалет» (A Chorus Line). Оба эти шоу посвящены закулисной жизни театра и демонстрируют достижения блестящих американских хореографов, оба завоевали награду «Тони» в категории «Лучший мюзикл» и оба были оформлены одной и той же командой: за декорации отвечал Робин Вагнер (Robin Wagner), за костюмы — Теони В. Олдридж (Theoni V. Aldreddge), а за свет — Тэрон Массер (Tharon Musser).

Как-то раз, в 1978 году, во время постановки «Большого тура» (The Grand Tour) Майк Стюарт (Mike Stewart) и Марк Брэмбл (Mark Bramble) сидели в кинотеатре Карнеги Холл и смотрели музыкальный фильм 1933 года «Сорок вторая улица». «Жаль, что мы работаем не над этим», — сказал один из них другому... Так родилась идея величайшей бродвейской «феерии песни и танца».

Первоначально Стюарт и Брэмбл собирались привлечь к работе над партитурой композитора и автора песенных текстов Джерри Хермана (Jerry Herman — Hello, Dolly, Mame, La Cage aux Follies) вместе с которым они работали над шоу «Большой тур». Джерри настоял на том, что в новом мюзикле необходимо сохранить мелодии Гарри Уоррена (Harry Warren), использованные в фильме: невозможно было обойтись без Shuffle off to Buffalo, You Are Getting to Be a Habit with Me и заглавной песни 42nd Street. Однако этим советом и ограничилось участие Хермана в проекте. Всего в мюзикл вошло двенадцать песен Гарри Уоррена, написанных им на тексты Эла Дабина (Al Dubin) в период работы на киностудию Warner Brothers.

Продюсером шоу стал Дэвид Меррик (David Merrick). Когда потенциальные инвесторы сообщили ему, что проект обречен, он решил поставить спектакль на свои собственные средства.

Дела обстояли неважно; предварительный показ мюзикла в Центре Кеннеди был принят без энтузиазма. Необходимо было сгладить многие шероховатости, а режиссер шоу Гауэр Чемпион (Gower Champion) был на это неспособен — к тому времени он уже несколько лет был серьезно болен. Когда это стало ясно, Меррик «тайком» обратился за советом к режиссерам и хореографам Джо Лейтону (Joe Leyton) и Рону Филду (Ron Field). Вновь начались репетиции; премьеру все откладывали и откладывали. Продюсер заявлял, что он ждет момента, когда «Большой Человек там, наверху» пошлет ему вестника и велит открыть спектакль. В ходе предварительных показов в Вашингтоне Меррик решил, что для исполнения финального номера совершенно необходимо убрать две огромных башни, стоявших по краям сцены. Ему сказали, что сделать это невозможно — иначе придется переделывать все декорации, однако продюсер настоял на своем. Все пришли к выводу, что Меррик сошел с ума; журналисты веселились вовсю. Однако Меррик знал, что делает: эти «безумные» заявления привлекали к мюзиклу внимание и подогревали интерес общественности.

Кроме того, Меррик решил переписать текст программки спектакля в стиле ретро; в новой программке либреттисты были указаны как авторы «вводных диалогов к песням и связок». Авторы с готовностью согласились на это, еще не зная, что эта формулировка будет стоить им награды «Тони». Вскоре Меррик понял свою ошибку и восстановил справедливость, назвав либреттистов именно либреттистам, но дело было уже сделано. Наконец, после всех этих треволнений, спектакль был открыт; его главную героиню, хористку Пегги Сойер, на пути к успеху ждали не меньшие трудности... История восхождения к славе новой звезды начинается так: на Бродвее ставится вымышленный мюзикл «Красотка» (Pretty Lady). Пегги Сойер опаздывает на прослушивание, но, к счастью для нее, ее замечает исполнитель главной роли, Билли Лолор, который обещает помочь ей. К сожалению, хореограф слишком занят для того, чтобы заниматься опоздавшими. То же касается и режиссера Джулиана Марша, который прибывает в театр, чтобы произнести свою речь перед началом репетиций. Пегги приказано уйти, а вскоре появляется звезда шоу, примадонна Дороти Брок, вместе со своим престарелым содержателем, Эбнером Диллоном. Дороти оказывается для режиссера Марша настоящей головной болью. Она получила главную роль в мюзикле только потому, что Диллон является главным инвестором. Несмотря на угрозы Дороти уйти из спектакля и тем самым лишить постановку денег Диллона, Марш не намерен давать кому-либо помыкать им. В конце концов, Дороти приступает к репетиции, все еще дуясь.

Во время перерыва в репетициях Дороти встречается с Пэтом Деннингом, ее бывшим любовником и партнером еще с тех времен, когда она выступала в варьете. Она все еще влюблена в него, но не хочет рисковать положением, которого достигла благодаря богачу Эбнеру Диллону, и главной ролью в мюзикле «Красотка». Дороти и Деннинг договариваются встретиться в отсутствие Диллона.

В это время в театр возвращается Пегги, чтобы забрать свою сумочку, которую она второпях позабыла. Другие танцовщицы приглашают ее выпить с ними чаю и решают отправиться в чайную танцуя. Пегги присоединяется к ним — и показывает свое мастерство, справляясь даже с самыми сложными па.

После чая танцовщицы точно так же возвращаются в театр, и оказывается, что в кордебалете не хватает одной девушки. Режиссер объявляет, что он готов взять на это место первую же встречную девушку. Пегги понимает, что это — ее шанс, и прямо на улице дает целое импровизированное представление. Марш впечатлен ее способностями и тут же берет Пегги в кордебалет.

Билли и Дороти Брок репетируют любовную сцену под бдительным оком Эбнера Диллона. В какой-то момент он настаивает на том, чтобы поцелуи были заменены на рукопожатия. Пегги, у которой не было достаточно времени на то, чтобы подготовить ее первый танцевальный номер, вносит неразбериху в установленный порядок репетиции, и Дороти выходит из себя. Пегги делается дурно, и ее относят в гримерную Дороти, с тем, чтобы она пришла в чувство. Там же находится Деннинг, ожидающий Дороти. К несчастью, Дороти входит в гримерную как раз в тот момент, когда Деннинг пытается привести в себя все еще находящуюся без сознания Пегги. Дороти в ярости. В этот момент появляется Диллон — и, чтобы избежать скандала, Деннинга приходится выдать за любовника Пегги. Марш обеспокоен поведением Дороти и угрозой, которую оно представляет для постановки, и договаривается с одним знакомым гангстером, чтобы тот выпроводил Деннинга из города. Не прощаясь с Дороти, Деннинг уезжает в Филадельфию, и не подозревая, что предварительные показы «Красотки» в последнюю минуту решено устроить именно в Филадельфии!

На генеральной репетиции Дороти выходит из себя, потому что важный танцевальный номер будет исполняться без ее участия. На вечеринке в этот же день она напивается и высказывает Диллону все, что она на самом деле думает о нем, а затем пытается найти по телефону Деннинга. Марш снова звонит своему другу-гангстеру; подслушав его, Пегги бросается предупредить Дороти — и обнаруживает в ее комнате Деннинга. Появляется Дороти, и, снова видя их вместе, в припадке ревности приказывает обоим оставить ее в покое.

Непостижимым образом шоу удается открыть вовремя, и все идет хорошо, пока одна из танцовщиц случайно не толкает Пегги навстречу Дороти. Дороти падает и не может подняться. Занавес опускается, и режиссер тут же увольняет Пегги. Представление отменяется.

Дороти сломала лодыжку и не может больше играть. Похоже на то, что теперь придется отменить постановку. Танцовщицы, понимающие, что в этом случае они останутся без работы, решают, что надо что-то делать. Вдруг одной из них приходит в голову мысль о том, что Дороти просто можно заменить. Все они сходятся на том, что Пегги — самая подходящая для этого кандидатура, и убеждают Марша, решившего отправиться обратно в Нью-Йорк, взять ее на главную роль. Единственная проблема состоит в том, что Пегги уволена... Марш бросается на вокзал, где он и находит ее — Пегги подавлена и уже готова забыть о карьере актрисы. Марш пытается соблазнить ее картинами Бродвея, ему вторит вся труппа. Наконец, Пегги соглашается. Теперь у нее в распоряжении имеется только 36 часов для того, чтобы разучить все песни и танцевальные номера под руководством Марша. В день премьеры на Бродвее к Пегги приходит Дороти, которая рассказывает о том, что этот перелом оказался настоящим благословением — именно из-за него она поняла, что любовь важнее успеха в шоу-бизнесе. Теперь Дороти замужем за Деннингом. Она желает новой исполнительнице главной роли успеха.

Марш отправляет Пегги на сцену, напутствуя ее знаменитыми словами: «Ты выходишь туда как новичок, но вернешься ты оттуда звездой!» Представление имеет потрясающий успех. Пегги Сойер славят как новую звезду. Она приглашена на большой прием в Рице, но вместо этого решает пойти на маленькую вечеринку девушек из кордебалета. После спектакля она задерживается на минуту, чтобы поблагодарить человека, который помог ей осуществить ее мечту — Джулиана Марша. Мюзикл продержался на афише восемь лет. Свою вторую жизнь он обрел в 2001 году. Для возобновления «Сорок второй улицы» был привлечен хореограф Рэнди Скиннер, который участвовал в постановке оригинального шоу. Первоначально его задачей было восстановить хореографию Гауэра Чемпиона, однако Скиннер привнес в постановку немало своих идей. Люди, имевшие отношение к постановке этого мюзикла, знали, что и в оригинальной версии степ был делом рук Скиннера, в то время как Чемпион занимался постановкой массовых сцен и атлетических номеров. Партитура и либретто мюзикла практически не претерпели изменений, однако некоторые песни передали другим персонажам, было добавлено два новых номера. Авторы возобновленной версии не стали следовать примеру постановщика мюзиклов «Чикаго» и «Кабаре», которые придали новым версиям этих мюзиклов более мрачный и концептуальный характер, а сохранили оптимистичный и жизнеутверждающий настрой оригинальной версии спектакля.

В 1981 году мюзикл был выдвинут на премию «Тони» по восьми номинациям, из которых выиграл две — «Лучший мюзикл» и «Лучшая хореография». Спустя двадцать лет, в 2001 году мюзикл был снова был номинирован на премию «Тони» в девяти категориях, и получил награду как «Лучший возобновленный мюзикл». Тони была отмечена и Кристин Эберсоул (Christine Ebersole) в категории «Лучшая актриса мюзикла».

12 октября 2002 года мюзикл «Сорок вторая улица» открылся в Московском дворце молодежи. Постановка примечательна тем, что в Москву приехали труппа и оркестр, набранные в Нью-Йорке и Торонто. Декорации и костюмы выполнил российский сценограф Борис Краснов. Главную героиню сыграла восходящая бродвейская звезда Мередит Петтерсон (Meredith Patterson). История Пегги Сойер особенно близка этой актрисе — как и Пегги Сойер, Мередит неожиданно для себя превратилась из танцовщицы кордебалета в настоящую звезду. Однако в конце декабря 2002 года было объявлено о приостановке показов. Причиной неудачного проката мюзикла в нашей стране стали и события в Театральном центре на Дубровке, и просчеты организаторов.

Картина 42nd Street киностудии Warner Brothers не была первым в истории Голливуда фильмом об изнанке шоу-бизнеса (backstage musical). Первопроходцем этого жанра стала киностудия MGM, чья первая звуковая картина The Broadway Melody (1929) рассказывала о закулисной жизни. Сценарий «Сорок второй улицы» был написан по повести Бренфорда Роупа (Bradford Ropes) Райаном Джеймсом (Rian James) и Джеймсом Сеймуром (James Seymoor), режиссером стал Ллойд Бэкон (Lloyd Backon), авторами саунтдрека — Гарри Уоррен (Harry Warren) и Эл Дабин (Al Dubin). Своим оглушительным успехом у публики фильм был прежде всего обязан хореографу Басби Беркли (Busby Berkeley). Беркли создал грандиозные, поражавшие воображение танцевальные номера с участием огромного числа танцовщиц, которые, словно в калейдоскопе, образовывали причудливые узоры, и придумал эффектные ракурсы съемки — кадры, на которых камера проезжает между ног танцовщиц, стали хрестоматийными.
Мюзикл был снят во время Великой Депрессии и несет печать этой эпохи. В отличие от романтических танцевальных фильмов с участием Джинджер Роджерс и Фреда Астера (их первая работа Flying Down to Rio вышла в том же году, что и «Сорок вторая улица», а Роджерс даже сыграла в 42nd Street одну из ролей второго плана), в откровенных, язвительных диалогах герои 42nd Street обсуждали проблемы, с которыми ежедневно сталкивался сам зритель. Персонажи и сюжетные ходы, использованные в фильме — преданный своей работе режиссер, эгоистичная звезда, которая получает травму накануне премьеры, и девушка из кордебалета, которая благодаря этому в последний момент назначается на главную роль и с триумфом ее исполняет — превратились в клише. Фильм «Cорок вторая улица» стал одним из самых успешных кинопроектов своего времени и спас Warner Brothers от банкротства, превратив ее в одну из ведущих голливудских кинокомпаний.