Мюзикл Кураж — Мюзиклы
МЫ ЗНАЕМ О МЮЗИКЛАХ ВСЕ!

Влад Сапронов

Кураж

Кураж

2003

музыка Stephen Sondheim (Стивен Сондхайм)

либретто Stephen Sondheim (Стивен Сондхайм)

В этой версии мюзикл Bounce появился в ноябре 2003 года. До этого он существовал под другими названиями — первоначально его планировалось назвать Wise Guys, в процессе работы его переименовали в Gold!, а свое теперешнее название — Bounce — он получил летом 2003 года, когда был поставлен в Чикаго в Театре Гудмана (Goodman Theatre). Чикагская постановка не стала окончательной редакцией мюзикла, его авторы уже после Чикаго поменяли ряд тем и несколько пересмотрели структуру спектакля. В окончательной версии мюзикл был поставлен в Вашингтоне в ноябре 2003 года. По ряду причин бродвейская постановка Bounce не состоялась, и запись оригинального состава представляет собой студийную запись песен вашингтонской постановки мюзикла.

Мюзикл посвящен судьбе двух братьев-американцев — Эддисона и Уилсона Майзнеров (Addison and Wilson Mizner) и основан на их реальных биографиях. Родившиеся в 1870-х годах в американском городке Бенисиа (Benecia) к северо-западу от Сан-Франциско, братья Майзнеры в свое время были достаточно известны. Это были люди авантюрного склада, и на долю каждого из них пришлось немало приключений и злоключений. Братья неоднократно становились героями слухов, сплетен, газетных статей. Так, Уилсон Майзнер приобрел дурную славу в еще в двадцать девять лет после своей неожиданной женитьбы на восьмидесятилетней богатой вдове и скорого развода с ней. Он же, кроме прочего, был известен как бродвейский драматург и менеджер боксеров. Эддисон Майзнер был известным архитектором — автором построек в псевдоиспанском колониальном стиле, возводившихся во Флориде во время земельного бума двадцатых годов прошлого века. Некоторые из построенных по проекту Эддисона домов сохранились до наших дней.

Пройдемся по музыкальным номерам. Так как мюзикл новый и пока малоизвестный, наверное, будет полезно сопроводить рассказ пояснениями относительно сюжета, которые мне удалось узнать от очевидца, присутствовавшего на одном из спектаклей в Вашингтоне.

1. Overture. Инструментальная версия основных музыкальных тем мюзикла — Boca Raton, The Game, The Best Thing That Has Ever Happened, Gold!

2. Bounce. Оба брата после смерти встречаются на небесах перед вратами рая. Они не виделись восемь лет после последней ссоры, но и после смерти продолжают ссориться и выясняют отношения между собой, обсуждая свою земную жизнь.

По задумке авторов, номер написан в стиле водевилей конца XIX — начала XX века, — красивая вальсирующая мелодия. Смысл песни — братья никогда не сдавались, терпели неудачи, но всегда — bounce! — выныривали, подскакивали, находили новые возможности. Оправдывая свое название, тема Bounce еще неоднократно появится на протяжении мюзикла.

В конце номера между братьями завязывается драка и действие переносится назад во времени. Эддисон и Уилсон оказываются в спальне своего отца. Начинается следующий номер.

3. Opportunity. Отец прочитал в газете, что на Аляске обнаружено золото. Он дает своим сыновьям наставление ловить удачу, искать новые возможности, рисковать, никогда не сдаваться: «сегодня вы в проигрыше, завтра — выиграете».

С музыкальной точки зрения Opportunity звучит несколько угловато и колко. Время от времени звучит пара сигналов, разделенных короткой паузой. Например, раздается удар, потом следует короткая пауза, затем — второй удар. Или гудок — короткая пауза — второй гудок. Каждый раз ритмический рисунок одинаков, меняются только инструменты, при помощи которых озвучивается «сигнал». Далее на протяжении мюзикла сочетание «сигнал — короткая пауза — сигнал» повторяется, чтобы дать понять, когда братья вспоминают об отцовском наказе.

Номер заканчивается словами «Never say die!», после чего отец немедленно умирает — такая ирония очень характерна для Сондхайма.

4. Gold! После смерти отца братья решают ехать на Аляску. Эддисон (старший брат) прочитал, что на Аляске холодно (cold!), и не хочет ехать, а Уилсон и мать уговаривают его. С музыкальной точки зрения номер интересен фразами «getting rich quick» и «you and me against the world», которые также будут появляться несколько раз на протяжении действия.

5. Gold! (Part 2) Номер короткий и является репризой номера Gold!

Братья на Аляске. Эддисон старательно роет замерзшую землю, в то время как Уилсон отправляется в бар заполнить заявку, дающую братьям право на землю в том случае, если они найдут золото.

6. What’s Your Rush? В баре Уилсон встречает игроков в покер, которые уговаривают его присоединиться к их игре. Уилсон отказывается, мотивируя это отсутствием времени. Местная девушка по имени Нелли, находящаяся в сговоре с игроками, уговаривает Уилсона остаться и сыграть в карты. What’s your rush? — спрашивает она и решает соблазнить Уилсона, чтобы он остался. Неожиданно для себя Нелли начинает испытывать настоящее чувство к незнакомцу.

Музыка этого номера монотонная, пульсирующая, вводящая в транс, очень красивая и нежная. Мне понравилась характеристика этого номера, данная ему одним из очевидцев: «это как медленный секс, положенный на музыку». Точное определение.

7. The Game. Уилсон поддается на уговоры и садится за игорный стол, воспевая игру как единственно важное занятие в данное время.

Эддисон замерзает на прииске. Он неожиданно обнаруживает долгожданное золото и спешит к брату Уилсону, чтобы обрадовать его. Уилсон в баре играет в покер. Он поставил на кон все свои деньги, надеясь выиграть. Но имеющихся денег ему недостаточно, и он ставит еще и права на его и Эддисона землю... и проигрывает все. Нелли, которая к этому времени понимает, что влюбилась в Уилсона, дает ему понять, что его противники смошенничали, хватает бумагу с правами на землю и отдает Уилсону. Уилсон и Эддисон убегают.

8. Next to You Братья вернулись домой, в Калифорнию. Они привезли с собой десять тысяч долларов. Мать очень горда своими сыновьями, а те начинают спорить между собой и доказывать матери, кто из них лучший сын. Эддисон хвалится, что, замерзая на Аляске, он всегда помнил о матери. «Кому нужно золото, — поет мать, — если есть два таких замечательных сына.» Далее мать говорит, что ценит их обоих: одного — за то, что может им гордиться (очевидно, Эддисон), второго — за то, что дает ей повод улыбаться (Уилсон). Когда поет мать, слышна вальсирующая нежная мелодия, иллюстрирующая отношение матери к своим детям.

«Не знаю, кого из них я люблю сильнее,» — резюмирует в конце мать. Эддисон в это время украдкой забирает немного денег из шляпы и убегает.

9. Addison’s Trip. Эддисон приходит на вокзал и просит продать ему билет «неважно куда, лишь бы там можно было выгодно вложить немного денег». Начинаются его странствия, во время которых он посещает Гавайи (инвестируя в посадки ананасов), Гонконг (изготовление фейерверков) и Аргентину (кофейные плантации).

Номер состоит из трех фрагментов, посвященных каждой из стран. Каждый кусочек начинается с оптимистических куплетов Эддисона: «I’m on my way! To the world I’ve never known. Away from those I love... At last!!!». Затем следует инструментальная музыкальная характеристика каждой из стран, на фоне которой звучат диалоги Эддисона с местными жителями относительно его инвестиционных проектов. После каждого очередного провала Эддисон переезжает в следующую страну. Мне особенно понравились эти музыкальные иллюстрации Гавайев, Гонконга и Аргентины — очень удачные сондхаймовские стилизации: Гавайи — тихая ненавязчивая расслабляющая мелодия островов; Гонконг — восточная обволакивающая музыка; Аргентина — что-то напоминающее карнавал. В этом номере как раз звучит формула «сигнал — короткая пауза — сигнал» из номера Opportunity как признак того, что нельзя останавливаться, «сегодня в проигрыше, завтра выиграю» и т.д.

Ни один проект Эддисона не оказался успешным. Эддисон в ярости. Он начинает спорить с формулой отца о поиске новых возможностей и осознает, что не создан для предпринимательского образа жизни. Он понимает, что его призвание — архитектура. «I’m on my way!» — на этот раз с полной уверенностью объявляет он.

10. The Best Thing That Has Ever Happened. Действие переносится в Нью-Йорк. Второй брат — Уилсон — посещает скачки. Там он встречает старую знакомую из Аляски — Нелли. Теперь она богатая женщина, после Аляски она вышла замуж за богача, который умер, оставив ей все свое состояние. И она теперь называет себя не Нелли, а по покойному мужу — Миссис Элеанор Йоркес. Уилсон и Элеанор вспоминают прошедшие дни на Аляске. Этот музыкальный фрагмент в ранних версиях мюзикла был самостоятельной песней и носил название Alaskа.

Уилсон, узнав о богатстве старой подруги, решает жениться на ней и делает предложение, рассыпаясь в комплиментах. Звучит вторая часть номера — песня The Best Thing That Has Ever Happened. Это без преувеличения самая красивая песня всего мюзикла, хит, вписанный золотыми буквами в книгу лучших песен Сондхайма. Великолепный мотив. Жаль, что здесь нельзя его напеть, чтобы вы представили его себе. Это не просто красиво, а очень красиво! Но Сондхайм не был бы Сондхаймом, если бы он сочинил только красивую мелодию. Здесь фантастической красоты музыка положена на абсолютно приземленный текст. «Ты — лучшее, что со мной случалось в жизни,» — пытается «вешать лапшу на уши» Уилсон, «Вранье,» — безаплеляционно возражает Нелли. История повторяется. На этот раз Уилсон понимает, что по-настоящему влюблен. Истинные чувства, проснувшиеся в обоих, выходят наружу.

11. I Love This Town. Уилсон и Нелли поженились. Получив доступ к деньгам жены, Уилсон начинает их транжирить, вкладывая во всевозможные рискованные и необдуманные нвестиционные проекты, каждый из которых заканчивается крахом.

I Love This Town, на мой взгляд, самый интересный музыкальный номер мюзикла. Уилсон и Нелли находятся в гостиничном номере. На сцене две двери и огромная кровать. Молодожены в постели. Они готовы заняться сексом. Однако к ним в комнату и в их постель начинают врываться разные люди, представляющие различные безумные инвестиционные идеи Уилсона — боксер, бродвейский сценарист, девушки из шоу. Они каждый раз прерывают Уилсона и Нелли. И каждый из «инвестиционных проектов», оказавшись в постели молодых, так или иначе погибает. Их тела отволакивают за сцену, после чего комнату наводняют репортеры, чтобы сфотографировать Уилсона и взять у него интервью. Это повторяется много раз. В этом номере снова звучит музыкальная фраза The Best Thing That Has Ever Happened, но уже с другими словами, оторажающими отношение Нелли к происходящему и ее разочарование.

Здесь же Уилсон нанимает своего брата Эддисона, чтобы он спроектировал для них дом. Нелли с течением времени становится все менее уверенной в Уилсоне и начинает выпивать. Уилсон, преследуемый неудачами, начинает принимать кокаин. В течение всего номера ни Уилсон, ни Нелли не покидают постели. К концу номера в их комнате и на их постели оказываются все актеры, занятые в спектакле. Они танцуют, бегают друг за другом — полный хаос! И Уилсону, похоже, это нравится. «God, I love this town!» — то и дело восклицает он. В конце номера Нелли тихо уходит. Гаснет свет. Комната и кровать скрываются в темноте. Уилсон один.

12. Isn’t He Something? Эту песню поет умирающая мать главных героев. В то время, как Уилсон был занят своими бредовыми идеями и растрачивал состояние жены, Эддисон ухаживал за матерью. Но мать поет не о нем. Она поет о Уилсоне. Перед смертью она прощает его.

Здесь звучит еще одна восхитительно нежная музыка. Она с одной стороны показывает чувства матери к нерадивому сыну, а с другой стороны вызывает жалость по отношению к Эддисону, которого за все его добрые дела просто «забыли».

13. Bounce. В трагический момент смерти матери Уилсон приходит к брату. Уилсон пьян, оборван, беден и одинок. Нелли бросила его. Эддисон просит его зайти поздороваться с матерью. Ничего не подозревая, Уилсон заходит к ней в комнату, обнаруживает ее мертвой и понимает, что это брат так грязно «подшутил» над ним. Уилсон с ножом кидается на брата, завязывается драка, в результате которой Эддисон прогоняет Уилсона из дома.

Оставшись один, Эддисон критически вспоминает заветы отца и поет репризу номера Bounce. На этот раз это не оптимистическая песня о «непотопляемости», как в начале мюзикла, это раздраженный протест Эддисона против несправедливости жизни.

14. The Game. Этим номером начинается второй акт. Поет трио — Уилсон, Нелли и Эддисон. Они находятся в разных частях света, каждый из них живет своей жизнью. Уилсон продолжает принимать наркотики, Нелли блистает на вечеринках во Флориде, а Эддисон начинает замечать, что его привлекают молодые люди. Трое поют о своем чувстве по отношению друг к другу. Чувство это иллюстрируется одной фразой: «The hell with him/her/them!» Ближе к концу номера это настроение меняется на «The Best Thing That Has Ever Happened». В конце они все опять возвращаются к состоянию «The hell with him/her/them».

15. Talent. В мюзикле появляется новый персонаж. Это красивый молодой человек по имени Холлис (Холистер), которого Эддисон встречает в поезде. Холлис — сын богатых родителей, от которых он ушел, и теперь направляется к своей тетке во Флориду. Молодой человек хочет стать артистом, но чувствует, что не имеет для этого достаточных способностей. Поэтому он решил построить дом для артистов, чтобы они могли там жить и заниматься творчеством. Об этом он и поет. Его пение сопровождается равномерными «покачивающимися» звуками, издаваемыми струнными инструментами, имитирующими звук движущегося поезда.

Эддисон влюбляется в Холлиса. Когда Холлис засыпает, Эддисон укрывает его своим пиджаком.

16. You. Еще один великолепный музыкальный номер. На этот раз хоровой.

Холлис и Эддисон прибывают к холлисовой тетке во Флориду. Она богата и имеет много богатых знакомых. Случайно проговорившись, что ей надоело жить в гостинице, тетка с удивлением узнает, что Эддисон архитектор. Он показывает ей проект дома, выполненный им ранее для брата. Этот проект настолько поражает даму, что она сразу решает нанять Эддисона для проектирования дома себе и рекламирует его всем своим друзьям (среди которых и наша старая знакомая — Нелли), которые также приходят от него в восторг.

И вот как раз песня You — это всеобщее восхищение богачей талантом Эддисона. Но не только. Одновременно с этим хором почитателей Эддисон и Холлис поют дуэтом о своем чувстве друг к другу. И это тоже You. Хор + дуэт, представляете? Хор поет о своем, влюбленные — о своем, но все сходятся на местоимении «You!» Великолепно сделанный номер! Восхитительная парящая музыка!

17. Addison’s City. Эддисон начинает проектировать дома для богатых клиентов. Он живет вместе с Холлисом. Через Нелли их находит Уилсон. Он, как всегда пьяный, заявляется к ним в дом. Эддисон гонит его. Неожиданно Уилсон неудачно падает и сильно травмирует себя. Теперь Эддисон не может его прогнать и оставляет поправляться у себя в доме.

В доме Эддисона Уилсон четко «просекает» ситуацию, и в его голове зреет план. Он через Холлиса убеждает Эддисона в том, что Эддисон должен проектировать не отдельные дома, а целый город! Это будет город богачей и артистов — Boca Raton (по-испански «крысиный рот»). Песней Addison’s City они уговаривают Эддисона решиться на смелый проект. В конце Эддисон соглашается, и они все вчетвером (Эддисон, Уилсон, Холлис и Нелли) решают держаться вместе.

18. Boca Raton. Эддисон начинает проектировать город, а Уилсон и остальные занимаются «маркетингом» идеи, а затем — куплей-продажей земли под будущий город. Дела идут отлично, цены на землю растут. Это настоящий бум!

С музыкальной точки зрения номер напоминает телевизионную рекламу. К пению присоединяются все новые богачи, купившие землю. Среди исполнителей этого номера в программке спектакля были указаны Карузо, Сальвадор Дали, Мэй Уэст, принцесса Гика и др. Постепенно процесс выходит из-под контроля. Уилсон продает слишком много земли по фантастически высоким ценам. Так не может больше продолжаться, все плохо закончится. Эддисон понимает это, его начинают мучить кошмары.

19. Boca Raton Aftermath. Он не ошибся. Бум достиг пика и цены на землю начали резко падать. Вследствие падения цен наши герои лишились всех своих денег. Мечта о городе богачей и артистов разрушена. Четверка наших «предпринимателей» винит друг друга в неудаче. Холлис дает пощечину Эддисону и бросает его. Нелли уходит от Уилсона. «Когда вы рядом, — заявляет братьям на прощанье Нелли, — ни для кого больше нет места». Братья остались одни.

20. Get Out of My Life. Последняя ссора двух братьев. Уилсон разрушил все, что было дорого Эддисону. Все пропало! «Оставь меня одного! Убирайся из моей жизни!» — орет на брата Эддисон. Уилсон не уходит. Он говорит, что все равно они останутся братьями и все равно будут любить друг друга. Далее следует трогательная душещипательная сцена, диалог между братьями на повышенных тонах: «Я тебя ненавижу!», «Ты испортил мне жизнь!», «Оставь меня в покое! Уходи!», «Я убью тебя!», «Я люблю тебя!», «Я люблю тебя, сукин ты сын!», «Ты мое проклятье!» Великолепно! В конце этого номера братья вспоминают, что мертвы и находятся перед вратами в рай.

21. Bounce. Возвращаемся к началу. Звучит реприза номера You, на этот раз посвященная обоим братьям. Затем Эддисон и Уилсон поют Bounce как гимн своей прошедшей жизни. Они ненавидят друг друга, и они любят друг друга. Они оба никогда не сдавались, каждый раз после неудач всплывали на поверхность, находили новые возможности. Напоследок Уилсон замечает, что и в раю они будут так же — bounce! — подскакивать, всплывать, как в земной жизни, и этому не будет конца. Братья берутся за руки и вместе исчезают в тумане. Конец.

22. A Little House for Mama (bonus). Кроме перечисленных музыкальных номеров, на диск с официальной записью в качестве бонустрека вошла песня A Little House for Mama, исполняемая Эддисоном, не включенная в мюзикл.

Начиная работу над этим мюзиклом, тогда еще носившем название Wise Guys, Сондхайм задумывал написать его целиком в стиле водевиля, так как жизнь Майзнеров и, соответственно, сюжет мюзикла, пришлись на период расцвета водевилей. Однако эта идея себя не оправдала, и в окончательном варианте мюзикла от водевиля остался только заглавный номер. Сам Сондхайм определяет свою новую работу как «музыкальную комедию» в стиле музыкальных комедий, написанных им на заре своей карьеры.

К самым красивым музыкальным номерам я бы отнес The Best Thing That Has Ever Happened, You, The Game, а также Bounce, What’s Your Rush? и Isn’t He Something? Интереснее всего с точки зрения постановки номеров мне показались I Love This Town, The Game и You.

Уверен, что многие песни из этого мюзикла войдут во всевозможные концерты и сборники, будут перепеты знаменитыми артистами по многу раз.

Поклонники Сондхайма найдут в Bounce все, что они любят и ценят в его творчестве. Люди, не являющиеся поклонниками Сондхайма, по видимому, пройдут мимо этого произведения, хотя, возможно, некоторые песни (The Best Thing That Has Ever Happened и др.) и посчитают достойными внимания.