Копирайт для чайников. Все, что вы хотели знать о копирайте, но боялись спросить — До и после премьеры
МЫ ЗНАЕМ О МЮЗИКЛАХ ВСЕ!

Наталья Карпова

Копирайт для чайников. Все, что вы хотели знать о копирайте, но боялись спросить

— Мы хотим заснять на видео наше следующее представление. Можно ли нам это сделать?

— Коротко говоря — нет. У вас практически нет возможности сделать это законным путем.

— Мы не собираемся продавать эту запись с целью получения выгоды, почему нет?

— Потому что держатели лицензии, с которыми вы подписывали контракт на представление пьесы, являются обладателями только того, что называется «общие права», что означает право давать представление спектакля в целом вживую. «Права на съемку», дающие возможность снимать шоу, почти всегда оказываются проданными какой-либо другой организации, и люди, которые подписали с вами контракт, не могут давать вам разрешение на съемку.

— Так кому же принадлежат права на съемку?

— Что касается большинства американских спектаклей, права на съемку принадлежат американским кино- и телестудиям, и даже если вам удасться выяснить, кому именно принадлежат права на съемку данного представления, вам скорее всего откажут. Вайнбергер пытался установить, кто обладает этими правами на мюзикл «Суини Тодд», по которому еще не было снято фильма, но который был транслирован по телевидению — так что было ясно, кто обладает правами на это видео. В разрешении на съемку организациям, подавшим этот запрос, было отказано. Кроме того, если английские держатели лицензии дали вам согласие, даже молчаливое, они тоже окажутся нарушителями закона и могут, как одна из сторон, быть привлечены к суду за нанесение огромного ущерба.

— Так мы никогда не сможем занять спектакль?

— Если спектакль полностью принадлежит держателям лицензии — а это очень редкая возможность — они могут дать разрешение сделать ОДНУ архивную запись за плату примерно в 50 фунтов стерлингов плюс НДС, но вам будет запрещено делать копии этой записи.

— Я видел рекламу некоторых компаний, заявляющих, что они могут снимать наши спектакли. Могут ли они это делать?

— По закону — нет. Возможно, они скажут вам, что у них есть лицензия на съемку частных сборищ, но лицензия на съемку частных сборищ лишь таковой и является. Она выдается от имени Общества Защиты Авторских Прав (Mechanical-Copyright Protection Society) и покрывает такие мероприятия как свадьбы, презентации и проч., которые могут сопровождаться музыкой, защищенной авторским правом. Эта лицензия не дает прав на съемку спектаклей или общественных мероприятий. Не поддавайтесь на это, видеосъемка вашего спектакля запрещена.

— А как насчет аудиозаписи нашего шоу?

— В этом случае действуют совершенно те же законы. Без разрешения со стороны каждого отдельного держателя авторских прав или его/ее агента вы можете быть преследуемы по суду.

— Как насчет спектаклей, уже не охраняющихся законом об авторском праве — таких как произведения Гилберта и Салливана?

— Если вы используете чужую оркестровку, вам придется испросить разрешение ее правообладателей. Если аранжировку делает ваш собственный музыкальный руководитель и разрешает вам делать запись, вам придется урегулировать этот вопрос со всеми профессиональными музыкантами-исполнителями, включая членов Союза Музыкантов, поскольку любой из них имеет право отказать вам в разрешении на то, чтобы записать его выступление, или потребовать денег за предоставление разрешения. Как видите, если вы хотите получить разрешение на съемку спектакля, вам придется озаботиться этим задолго до того — и то же самое касается аудиозаписи.

— Применимо ли все вышеперечисленное к пантомимам?

— Скорее всего, не все. Но вам все равно придется получить разрешение у держателей прав на съемку. Если эти права еще не проданы, тогда вам придется получить разрешение у автора — и помните, что играют роль и права профессиональных музыкантов, и, конечно же, существуют еще песни, которые вы включаете в вашу пантомиму! Вам придется разыскать всех авторов текстов и музыки чтобы получить их разрешение.

— Существуют ли вообще какие-либо шоу, на съемку которых мы можем получить разрешение?

— Вы можете получить разрешение на видеосъемку спектакля, который еще не был поставлен профессионально, если вы урегулировали этот вопрос с композитором, автором текстов, аранжировщиком и проч., и с каждым из профессиональных музыкантов, чье выступление окажется заснятым на видео.

— Каково точное значение слова «копирайт»?

Копирайт — это исключительное право автора, композитора и проч. осуществлять определенные действия в отношении своих произведений. Если кто-либо другой осуществляет любое из этих действий без разрешения, имеет место нарушение авторского права.

Это означает, что, когда вы подписываете контракт на постановку спектакля, вы соглашаетесь выполнить оговоренные в нем условия, и все, что вы можете — это только представить шоу вживую. Если вы хотите внести какие-либо изменения в либретто, сценарий или музыку без разрешения, вы нарушаете закон.

Закон, защищающий авторское право, действует в течении 70 лет после смерти всех, принимавших участие в создании данной пьесы или мюзикла. Но даже в этом случае действие этого закона может быть продлено решением Парламента. Любопытно, что в других странах закон об авторском праве действует до 100 лет после смерти автора. Сейчас в Великобритании этот срок увеличен с 50 до 70 лет, чтобы соответствовать аналогичным срокам действия закона об авторском праве в других странах Европейского Союза, кроме того, на многие шоу, которые формально уже не защищаются законом, срок его действия был возобновлен (см. статью «Возобновление авторского права»).

— Что говорит закон о показе фрагментов спектакля, например, в концерте?

— Вы не можете представлять фрагменты из спектакля или пьесы без разрешения, даже для специально приглашенных лиц. Вообще, вы можете представлять «песни из спектаклей» без разрешения при определенных условиях, а именно:

1. общая длительность песен, взятых из одного и того же шоу, не может составлять более 25 минут 2. вы не можете использовать костюмы, ассоциирующиеся с этим шоу. То есть, если вы хотите, например, исполнять номер «The Farmer and the Cowman», вы не можете делать это в соотв. костюмах. 3. вы должны исполнять весь концерт или большую его часть в одних и тех же декорациях, которые не являются декорациями шоу, из которого (которых) были взяты составляющие концерт номера. 4. сценические эффекты должны быть ограничены использованием либо одного предмета реквизита и/или задника или одной декорации, или световых эффектов — но не основанных на постановке, из которой был взят данный номер (номера).

В данном случае, права на представление должны быть куплены у Общества Прав на Представления (Performing Rights Society).

— Как насчет старых песен — очень старых, которые почти наверняка уже не защищаются законом об авторском праве?

Музыка уже может и не охраняться авторским правом, но текст песни мог быть написан недавно или отредактирован, так что понятие об авторском праве распространяется сейчас на произведение в целом. Кроме того, это произведение может существовать в современной аранжировке. Вот почему вы скорее всего не можете записывать Гилберта и Салливана на аудио или видео. Проблемы может вызвать именно аранжировка.

— Диалоги в некоторых старых спектаклях выглядят очень устаревшими. Можно ли осовременивать их?

Коротко говоря — нет. Вы можете, однако, в некоторых случаях получить разрешение на незначительные изменения. Однако, если это разрешение получено, оно не значит, что дозволяется вносить большие изменения. Чаще всего диалоги меняются не в лучшую сторону. Если продюсер не хочет вносить серьезные изменения в мюзикл или пьесу и, таким образом, изменять произведение, вопрос стоит поставить таким образом: «А зачем вообще брать на себя труд заниматься этим?»

— Что случится, если нам все же придется изменить диалог или музыку без разрешения?

Быть может, вам повезет и вас не уличат. Однако вам следует отдавать себе отчет в том, что держатели прав имеют в штате специальных представителей, которые путешествуют по стране и посещают спектакли, поставленные по лицензии. Можете быть уверены в том, что если вы каким-либо образом изменили спектакль, на показ которого у вас была лицензия, он будет закрыт. Если это произойдет с вашей труппой, вам не будет следовать никакого возмещения убытков, которые вы понесете. На самом деле, скорее всего произойдет то, что вашей труппе не будет более предоставлена ни одна лицензия на показ любого другого спектакля, правами на который обладает компания, выдавшая вам лицензию на это закрытое шоу.

Более того, следует принять во внимание и то, что, в худшем случае, лицензия на показ спектаклей вообще может быть отозвана у данного театра, что означает его закрытие. Мне неизвестны случаи, в которых правление театра допустило бы такую ситуацию. Скорее всего, закроют именно ваш спектакль.

— Кто несет ответственность за представление?

В конечном итоге, ответственность несет правление труппы. Именно члены правления должны проследить за тем, что продюсеры и/или музыкальные руководители не внесли изменения в спектакль.

— Как насчет концертов? Можем ли мы представлять фрагменты спектаклей?

— И да, и нет. Вы конечно же можете представлять фрагменты мюзикла, в том случае если:

1. место проведения концерта лицензировано Performance Right Society
2. фрагмент мюзикла не является показательным для шоу — то есть исполняется не в оригинальных костюмах
3. фрагмент мюзикла не поставлен таким образом, чтобы он был показательным для оригинального шоу
4. фрагмент не превышает по длительности 25 минут.