Мюзикл Пиппин — Мюзиклы
МЫ ЗНАЕМ О МЮЗИКЛАХ ВСЕ!

Олег Фрязинов, Светлана Бутовская

Пиппин

Пиппин

1972

музыка Stephen Schwartz (Стивен Шварц)

песенные тексты Stephen Schwartz (Стивен Шварц)

либретто Roger Hirson (Роджер Хирсон)

Трейлер постановки на Бродвее

В начале 1970-х годов в американском музыкальном театре появился новый автор — молодой композитор и поэт Стивен Шварц (Stephen Schwartz). Не успела состояться премьера мюзикла Godspell, его первой крупной работы, как 24-летний Стивен уже искал продюсера для следующего шоу. Проект носил рабочее название «Пиппин» и представлял собой вольное жизнеописание Пиппина Горбатого, сына легендарного короля франков Карла Великого.

У Карла Великого было два сына, носивших родовое имя франкских королей Пиппин. Первый из них — старший сын от непродолжительного брака с молоденькой принцессой Химильтрудой, дочерью короля Ломбардии. У Пиппина имелся физический изъян — горб, в остальном же это был симпатичный, обходительный человек. Эпизод, в котором Пиппин становится во главе заговора против Карла Великого, — реальный исторический факт. Из-за своего недостатка Пиппин не мог претендовать на трон, тем более что у Карла было трое здоровых сыновей от третьей жены, Хильдегарды. Однако в глубине души Пиппин все же надеялся, что корона достанется именно ему. На эти иллюзии и сделало ставку амбициозное окружение принца. Хильдегарда мечтала сделать наследником Карла своего сына Карломана. Горбатый принц оказался помехой на его пути к трону. Под влиянием Хильдегарды в 780 году Карл отстранил первенца от наследования и дал Карломану династическое имя Пиппин. Еще одним обстоятельством, омрачавшим отношения сына и отца, было расставание Карла с матерью Пиппина ради политически выгодной женитьбы. Несмотря на все это, Карл умудрялся поддерживать хорошие отношения со старшим сыном и даже выделял его среди своего многочисленного потомства. В 784 году Карл женился на Фастраде и, по версии некоторых историков, сразу же попал под влияние этой жестокой и вздорной женщины. В 792 году вельможи, стремившиеся покончить с Фастрадой, а заодно и с королем и его сыновьями, убедили Пиппина возглавить заговор. Осуществлению плана помешала случайность: разговор приятелей Пиппина случайно подслушал дьякон по имени Фардульф. Все заговорщики были приговорены к смертной казни. Пиппина же избили, а потом насильно постригли в монахи. После этих ужасных событий Пиппин Горбатый прожил еще 20 лет. Второй Пиппин (экс-Карломан, 773–810), как и все дети Карла Великого, получил разностороннее образование, в том числе и военное. В 781 году отец сделал его королем Италии.

Продюсер Стюарт Остроу (Stuart Ostrow), взявшийся за постановку, для начала порекомендовал Шварцу переработать существующий сценарий. Вскоре соавтор Шварца Роджер Хирсон (Roger Hirson) представил либретто под названием «Приключения Пиппина», в котором средневековая бродячая труппа во главе с пожилым Ведущим Актером (Lead Actor) разыгрывала историю Пиппина в духе commedia dell’arte.

Ставить мюзикл пригласили Боба Фосси, к тому времени уже имеющего статус одного из ведущих американских режиссеров-хореографов. Фосси подключился к работе над сценарием и сделал все, чтобы приправить жизнерадостную историю о Пиппине мрачной иронией и эротикой — своими фирменными ингредиентами. Кроме того, Боб предложил на роль Ведущего молодого танцора Бена Верина (Ben Vereen), который снимался в его картине «Милая Черити» (Sweet Charity). С появлением Верина Ведущий Актер помолодел и превратился в Ведущего Игрока (Lead Player). Теперь этот персонаж не просто комментировал события, а выступал в амплуа искусителя, как Мефистофель при Фаусте.

История Пиппина — это история становления молодого человека, обретения им опыта. Изначально как будто наделенный всеми составляющими жизненного успеха — молодостью, красотой и принадлежностью к привилегированному классу, герой все-таки пытается найти собственный путь. В поисках самого себя Пиппин отправляется в путешествие, на разных этапах которого, в духе средневековых пьес-моралите, подвергается искушению тщеславием, сладострастием, праздностью, властолюбием и другими пороками. Постепенно он приходит к заключению, что деньги, популярность и власть — ложные цели, стремление к которым не делает жизнь наполненной.

В первой сцене мюзикла труппа странствующих комедиантов готовится сыграть представление под названием «Пиппин, его жизнь и время» о старшем отпрыске Карла Великого. Ведущий обещает зрителям шоу, полное интриг, юмора, романтики, эротики, взлетов и падений, а главное, эффектный финал (Magic To Do).

Действие «спектакля в спектакле» разворачивается в Европе времен раннего средневековья. Пиппин, выпускник падуанского университета, мечтает прожить жизнь, полную великих дел (Corner Of The Sky). Он отправляется в замок к отцу (Welcome Home), где встречает свою мачеху Фастраду и единокровного брата Людовика, недалекого и самовлюбленного вояку. Карл и Людовик собираются на битву с варварами (War Is A Science), и Пиппин уговаривает отца взять его с собой — что, если ему суждено стать великим воином? Однако вместо славы, которую сулит Пиппину Ведущий, война предлагает герою только горы трупов и море крови (Glory).

Раз богаство и военная слава не устраивают героя, может быть, ему стоит обратить внимание на простые человеческие радости? (Simple Joys). Пиппин отправляется в деревню, где в ссылке живет его бабушка Берта. Жизнелюбивая пожилая женщина советует внуку наслажлаться молодостью (No Time At All). Так Пиппин открывает для себя всю притягательность женского пола (With You). Однако и здесь его ожидает разочарование: отношения, которые начинаются с романтики, вырождаются в изнурительные, бессмысленные оргии.

В чем же призвание Пиппина? «В политике, в борьбе с тираном», — подсказывает Ведущий, и Пиппин становится во главе дворян, недовольных Карлом. Это на руку Фастраде — возможно, отец и его старший сын убьют друг друга, и тогда ее любимый Людовик станет правителем (Spread a Little Sunshine). Интриги Фастрады приводят к тому, что Пиппин закалывает отца во время утренней молитвы и занимает его место (Morning Glow). Но щедрость и великодушие нового короля быстро приводят государство в упадок. Пиппин с ужасом понимает, что удержать страну от хаоса можно только антидемократическими методами отца. Теперь все, что он хочет, это чтобы отец снова бы был живым и Карл Великий оживает — ведь в театре возможно все. Пиппин покидает двор.

Странствия (Right Track) приводят Пиппина в дом молодой вдовы Катрин и ее сына Тео (Kind of Woman). Пиппин начинает вести жизнь обычного человека, но повседневная рутина приносит ему мало удовольствия (Extraordinary). Однажды Катрин и Пиппин понимают, что любят друг друга (Love Song).

Пиппин провел в доме прекрасной вдровы уже полгода. И, хотя у молодого человека теперь есть семья, он не может смириться с тем, что так и не нашел своего особого пути, своего «уголка в небе». Где же выход? Выход один — сыграть финальную сцену, говорит Ведущий. Финальная сцена, которой зрители еще никогда не видели, состоит в том, что Пиппину предстоит шагнуть в огонь, сгореть заживо и, таким образом, прославиться на века. Труппа почти уговаривает Пиппина последовать этому безумному совету (Finale), но тут появляется Катрин, и Пиппин отказывается умирать (I Never Came Close My Love). Ведущий недоволен: события вышли из-под его контроля. Он пытается заменить Пиппина каким-нибудь зрителем, но безуспешно. Тогда труппа собирает реквизит и покидает сцену, оставляя Пиппина, Катрин и Тео в одиночестве.

— Ну, что ты чувствуешь? — спрашивает Катрин Пиппина.
— Попался, — отвечает Пиппин.

Стивен Шварц, Рождер Хирсон и актер Джон Рабесент (John Robescent), игравший Пиппина, не смогли оценить своеобразие режиссерского почерка Боба Фосси. Отношения были настолько напряженными, что Фосси не допускал Шварца на репетиции. Несмотря на разногласия, мюзикл все-таки открылся в октябре 1972 года в бродвейском театре Империал (Imperial Theater).

По иронии судьбы, именно работа Боба Фосси была восторженно встречена критикой, даже не смотря на то, что она содержала шокирующие режиссерские «находки»:  Людовик состоял в сексуальных отношениях со своей матерью Фастрадой,  сцену оргии актеры и актрисы играли обнаженными по пояс, а в конце битвы вся сцена была усеяна  частями человеческих тел. Из одиннадцати номинаций на премию Тони 1973 года «Пиппин» выиграл пять, две из которых были вручены Фосси за хореографию и режиссуру. Также премии получили сценограф Тони Уолтон (Tony Walton) и художник по свету Джул Фишер (Jules Fisher), а Бен Верин был отмечен как лучший актер мюзикла.

Стивен Шварц, который был выдвинут на Тони как автор лучшей партитуры, остался без награды, однако это обстоятельство не сказалось на популярности спектакля. «Пиппин» развивал достижения рок-мюзиклов того времени: Hair, Godspell, Joseph and the Amazing Technicolor Dreamcoat и Jesus Christ Superstar. Его мелодии звучали настолько актуально, что прекрасно вписались в репертуар групп The Jackson Five/Michael Jackson (Corner of the Sky, Morning Glow) и The Supremes (I Guess I’ll Miss the Man).

Мюзикл шел на Бродвее в течение пяти лет и был показан 1944 раза. После того как шоу исчерпало свой коммерческий потенциал, Стивен Шварц решил пересмотреть сценарий. Он изъял из либретто некоторые фрагменты, в свое время предложенные Бобом Фосси, в пользу сцен из первой редакции мюзикла, так как в них глубже раскрывался характер главного персонажа.

В 1981 году канадское телевидение выпустило телеверсию «Пиппина», в записи которой приняли участие несколько исполнителей из первоначального состава, среди них Бен Верин (Ведущий Игрок) и Кристофер Чедмен (Christopher Chadman, Людовик). Хотя в спектакле было сделано несколько купюр, этот вариант, созданный многолетней ассистенткой Боба Фосси Кэтрин Доби (Kathryn Doby), в основном следует бродвейскому оригиналу. В 2000 году запись была издана на DVD. В качестве бонуса диск содержит 6,5-минутное интервью с Бобом Фосси, взятое у него в 1980 году во время Каннского фестиваля.

В 2013 году мюзикл впервые был возобновлен на Бродвее. Премьера состоялась 25 апреля в Music Box Theatre. Режиссером постановки стала Дайан Полюс (Diane Paulus), а хореографию в стиле Фосси создал Чет Уокер (Chet Walker). Главные роли в спектакли исполняют  Мэттью Джеймс Томас (Matthew James Thomas, Пиппин), Патина Миллер (Patina Miller, Ведущий), Терренс Манн (Terrence Mann, Карл), Шарлотт д'Эмбуаз (Charlotte d'Amboise, Фастрада), Рейчел Бэй Джонс (Rachel Bay Jones, Кэтрин), Андрэа Мартин (Andrea Martin, Берта). Спектакль выл видвинут на премию «Тони» в 10 категориях. Победными оказались 4 из них: «Лучший восстановленный мюзикл», «Лучшая актриса мюзикла» - Патина Миллер (Patina Miller), «Лучшая режиссура»,  «Лучшая исполнительница второстепенной роли в мюзикле» -Андрэа Мартин (Andrea Martin, Берта).