Мюзикл Компания — Мюзиклы
МЫ ЗНАЕМ О МЮЗИКЛАХ ВСЕ!

Влад Сапронов

Компания

Компания

1970

музыка Stephen Sondheim (Стивен Сондхайм)

либретто George Furth (Джордж Ферт)

В 1970-е годы, когда золотой век бродвейского мюзикла остался позади, в американском музыкальном театре зародилась новая тенденция, определившая развитие жанра на десятилетия — концептуальный мюзикл. Пионерами этой художественной формы стали композитор и автор текстов Стивен Сондхайм и режиссер и продюсер Хэл Принс. Их первое совместное шоу «Компания» увидело свет в 1970 году и стало первым в истории концептуальным мюзиклом.

В отличие от привычного book musical, то есть, мюзикла, в основе которого лежит какая-либо история, концептуальный мюзикл, как правило, линейного сюжета в традиционном понимании не имеет; такой мюзикл не рассказывает историю, а раскрывает какую-либо идею (концепцию).

История возникновения этой художественной формы началась в 1965 году, когда Стивен Сондхайм и сценарист Джеймс Голдман (James Goldman) задумали написать мюзикл «Девушки этажом выше» (The Girls Upstairs). В нем они намеревались рассказать о четырех немолодых людях, которые встретились после долгой разлуки на вечеринке. Отношения их в прошлом были непростыми, и теперь старые обиды и страсти разгораются с новой силой. К концу первого акта каждый из четырех персонажей получал мотив для убийства кого-то из присутствующих. Сценарий переписывался несколько раз, и каждый раз авторы убеждались, что сюжет истории чрезмерно запутан. Они постепенно избавлялись от некоторых его деталей, но так и не добились желаемой ясности сценария. Когда практически весь сюжет был сведен к одной вечеринке и все еще, по мнению Сондхайма и Голдмана, оставался слишком перегруженным, они осознали, что можно обойтись вообще без сюжета, рассказав лишь, как главные герои встречаются, какие эмоции испытывают и как расстаются, благополучно разрешив (или не разрешив) свои противоречия. В таком виде черновой вариант мюзикла был представлен режиссеру Хэлу Принсу.

То, что получилось у авторов в итоге, сильно отличалось от первоначального замысла и стало впоследствии мюзиклом «Безумства» (Follies), увидевшим свет в 1971 году, через год после премьеры «Компании» на Бродвее. «Безумства» не стали первым поставленным концептуальным мюзиклом, однако именно при работе над ним идея создать мюзикл без сюжета впервые посетила Сондхайма и Принса — будущих авторов «Компании». Принс воспринял идею мюзикла без сюжета осторожно и согласился взяться за него, только если ему и Сондхайму удастся другой эксперимент подобного рода.

Как раз в это время (1969 год) комедийный актер Джордж Ферт (George Furth) сочинил серию одноактных пьес для театра. Исторические свидетельства расходятся в определении количества пьес — Сондхайм называет цифру четыре, Принс утверждает, что их было семь. В каждой пьесе было три действующих лица — семейная пара и третий-лишний. Планировалось, что все пьесы будут исполняться одна за другой как единый спектакль, все роли в котором буду играть одни и те же три актера. В какой-то момент театр отказался от этой постановки, и пьесы Ферта остались без сценического воплощения. Тогда Сондхайм, к тому времени уже знакомый с Фертом, посоветовал ему показать пьесы Хэлу Принсу. «Из этого может получиться мюзикл!» — таков был вердикт Принса после ознакомления с материалом.

Принса настолько увлекла эта идея, что он отложил работу над «Девушками этажом выше» и пообещал вернуться к ней только после того, как Сондхайм сумеет превратить в мюзикл пьесы Ферта. Таким образом, перед Фертом и Сондхаймом встала непростая задача каким-то образом объединить разрозненные пьесы в нечто целое. Идея пришла сама собой — центральным персонажем будущего мюзикла должен был стать аутсайдер, а действие всех пьес должно было разворачиваться вокруг него.

В результате получилось подобие музыкального ревю, то есть, набор музыкальных номеров без сюжета. Однако, в отличие от традиционного ревю, в этом произведении, несмотря на отсутствие сюжета, музыкальные номера объединены общей идеей и иллюстрируют определенную историю.

Действие «Компании» разворачивается в Нью-Йорке в наши дни и описывает пять состоявшихся, будущих либо расстающихся семейных пар и их общего друга Роберта, который встречается с несколькими женщинами, но ни с кем не может завязать серьезных отношений. Мы становимся свидетелями не связанных между собой сцен из жизни действующих лиц, воспринимая их глазами Роберта. Несмотря на то, что разыгрывающиеся сцены насыщены многочисленными проблемами, связанными с браком, они дают понять, что все показанные семейные пары, тем не менее, счастливы. Постепенно и Роберт осознает важность семейных отношений и их необходимость для полноценной жизни.

Мюзикл открывает сцена празднования 35-летия Роберта. Друзья пришли поздравить его с днем рожденья. Это пять семейных пар — Сара и Гарри, Сюзан и Питер, Дженни и Дэвид, Эми и Пол, Джоанн и Ларри. Роберт задувает свечи на торте, а друзья загадывают желание за него — чтобы их товарищ наконец счастливо женился. Но Роберту сейчас больше по душе другое — веселое времяпрепровождение с приятелями, знакомыми, друзьями, компанией (Company).

Роберт в гостях у Сары и Гарри. Гарри — любитель выпить, Сара следит за своей фигурой. Оба вынуждены отказываться от своих привычек ради друг друга. В то время как Сара в шутку демонстрирует на муже недавно разученные приемы карате, их друзья, незримо присутствующие в этой сцене, поют о том, что брак поддерживается как раз благодаря таким мелочам, которые вы делаете вместе (The Little Things You Do Together). Роберту это отнюдь не очевидно, и он интересуется у Гарри, сожалеет ли тот, что женился. И да, и нет, отвечает Гарри. На самом деле он и сожалеет, и испытывает благодарность (Sorry-Grateful).

На примере других своих друзей, Сюзан и Питера, Роберт наблюдает идеальный брак. Питер внимателен и страстен, Сюзан мила и отзывчива. Это потому, что они собираются разводиться...

Роберт посещает Дженни и Дэвида. Они пробуют марихуану и беседуют о браке. Роберт признается, что ничего не имеет против женитьбы, просто он ищет ту самую, единственную девушку, а пока же встречается с тремя «не теми самыми» девушками. Трио разочарованных любовниц Роберта — Эйприл, Кати и Марта — сопровождает его признания (You Could Drive a Person Crazy).

Женатые товарищи советуют Роберту пользоваться свободой и знакомят его с бесчисленными симпатичныхи дамами (Have I Got a Girl For You!). Сам же Роберт не очень хорошо представляет, что ищет. Кто-то ждет его где-то — идеальная девушка, в которой есть немного от Эми и Сары, чуть-чуть от Дженни и кое-что от Джоанн — от тех женщин, которых он давно знает (Someone Is Waiting).

У Роберта свидание в парке. Вокруг протекает повседневная жизнь мегаполиса, множество незнакомых женщин и еще сто человек ежесекундно проходят мимо, выходя из метро, автобусов, самолетов (Another Hundred People).

Пол и Эми еще не женаты, хотя давно живут вместе. Наконец они решились оформить свои отношения официально. Эми сильно нервничает и в самый последний момент осознает, что не готова выйти замуж сегодня (Getting Married Today). Расстроенному Полу не остается ничего, кроме как объявить гостям о расторжении помолвки. Роберт, оставшись наедине с Эми, предлагает ей руку и сердце. Если они поженятся, тогда, быть может, их друзья оставят их в покое. Но Эми так не думает. Они слишком разные люди, объясняет она Роберту — Эми боится выйти замуж, Роберт же боится остаться неженатым. Она приняла окончательное решение — она выйдет за Пола.

Второй акт начинается с вечеринки. Вся компания радуется тому, что они живут плечом к плечу (Side by Side by Side) друг с другом. У каждого присутствующего на вечеринке есть партнер, кроме Роберта. «Что бы мы делали без тебя? » — признаются Роберту в любви его благодарные друзья (What Would We Do Without You?).

Знакомые замужние женщины сочувствуют одиночеству друга (Poor Baby). Они хотели бы видеть Роберта счастливо женатым. Но только не на той девушке, с которой он встречается сейчас! Она для него слишком высока, стара, глупа, вульгарна...

Роберт и Эйприл в постели (Tick-Tock). Роберту нравится эта девушка, ее тело, ее волосы. Ах, если бы только вспомнить ее имя... В 4:30 утра со звонком будильника они просыпаются. Эйприл — стюардесса, она должна улетать в Барселону (Barcelona). Роберт неискренне произносит заученные слова и просит ее остаться. «Окей», — вдруг соглашается Эйприл к великому неудовольствию Роберта.

Сюзан и Питер вернулись из совместной поездки в Мексику. Им так понравилось быть в разводе, что они опять живут вместе.

Джоанн много раз была замужем, но никогда не была счастлива. На дискотеке, пока муж танцует, она напивается и становится объектом внимания посетителей. Джоанн поднимает тост за них — за «Дам, которые обедают» (The Ladies Who Lunch) и за их пустую жизнь. Она предлагает себя Роберту. Но зачем? Он видел столько разных семей. Что в них хорошего?

И тут Роберт наконец осознает то, о чем прекрасно известно его женатым друзьям. Очень просто, по-настоящему жить значит быть вместе с кем-то (Being Alive).

Вечеринка в честь дня рождения Роберта подошла к концу. Друзья расходятся по домам, виновник торжества остается один. Он задувает свечи на торте и загадывает желание...

Премьера «Компании» состоялась на Бродвее 26 апреля 1970 года. Роберта в ней сыграл американский киноактер Дин Джонс (Dean Jones), Кати — будущая звезда Бродвея — Донна МакКекни (Donna McKechnie), Джоанн — также будущая звезда, легендарная Элен Стрич (Elaine Stritch).

Постановка выдержала 705 показов и была удостоена 15 номинаций на премию Тони, одержав победу сразу в 6 категориях — лучшая музыка, тексты, сценарий, режиссура, декорации и лучший мюзикл года.

Успех «Компании» на Бродвее принес первое настоящее признание его авторам и доказал жизнеспособность и востребованность концептуального мюзикла как новой художественной формы. Впоследствии в концептуальном ключе Сондхаймом был решен целый ряд произведений, таких как «Безумства» (Follies), «Тихоокеанские увертюры» (Pacific Overtures), «Мы едем, едем, едем» (Merrily We Roll Along), «Воскресенье в парке с Джорджем» (Sunday in the Park with George), «Убийцы» (Assassins). К этой форме стали также обращаться другие авторы. «Кордебалет» (A Chorus Line) стал самым успешным концептуальным мюзиклом, выдержавшим 15 лет беспрерывных показов на Бродвее.

«Компания» была несколько раз восстановлена на Бродвее и в Уэст-Энде, переведена на другие языки и поставлена в Германии, Италии, Бразилии и других странах. Помимо Хэла Принса, свои версии спектакля представляли такие известные театральные режиссеры, как Сэм Мендес (Sam Mendes) и Джон Дойл (John Doyle). Песни из мюзикла Being Alive, The Ladies Who Lunch, Getting Married Today и др. входят в концертные программы и сольные альбомы огромного количества исполнителей. Региональные постановки шоу не поддаются исчислению.

Сондхайм вспоминает, что писал «Компанию» с мыслью создать мюзикл, от которого зрителям было бы не до скуки во время просмотра и не до сна по возвращении домой. Таким он и остается спустя более чем 35 лет после премьеры. В наши дни, помимо несомненного исторического значения, «Компания» являет собой актуальный образец бродвейского музыкального языка, блестящих песенных текстов и мастерски написанного либретто, не утратившего современного звучания и по сей день.