Ченовет, Кристин (Chenoweth, Kristin) — Персоналии
МЫ ЗНАЕМ О МЮЗИКЛАХ ВСЕ!

Андрей Объедкин

Ченовет, Кристин

Chenoweth, Kristin

1968

Профессия актриса

Кристин Ченовет входит в плеяду самых ярких бродвейских звезд последнего десятилетия. Возможности этой актрисы и певицы кажутся безграничными, как безграничным кажется ее легкий, солнечный голос. Техническое мастерство и музыкальность позволяют Кристин быть убедительной, казалось бы, в несовместимых вокальных стилях — от бельканто до белта. Крохотная блондинка с кукольным личиком, она сумела, благодаря своему актерскому темпераменту и самоиронии, стать одной из ведущих комических актрис современного американского музыкального театра, смешной и одновременно трогательной клоунессой. Это амплуа возвело ее в ранг звезды и стало своеобразной визитной карточкой, однако Кристин из той породы исполнителей, которые способны преподносить сюрпризы.

Кристи Доун Ченовет (Kristi Dawn Chenoweth) появилась на свет 24 июля 1968 года в городке Брокен-Эрроу, штат Оклахома, США. Едва девочка родилась, биологическая мать отказалась от ребенка, и Кристи удочерила семья инженеров-химиков. Приемные родители никакого отношения к музыке не имели, но внимательно отнеслись к музыкальному воспитанию дочери.

Первой любовью маленькой Кристи стал балет. Чтобы доставить дочери удовольствие, мама записала ее в балетную школу и лично отвозила на каждое занятие. Сценический дебют мисс Ченовет состоялся, когда ей было 10 лет, — Кристи исполнила партию Кролика в балете П. И. Чайковского «Щелкунчик». В том же возрасте у девочки обнаружилась тяга к пению. В маленьком городке реализовать ее было негде, кроме церковных хоров, в которых Кристи начала петь, когда ей исполнилось семь. В 12 лет Кристи была удостоена чести выступить на конвенте баптистов в присутствии 10 тысяч человек.

Во время учебы в школе Кристи окончательно решила посвятить себя сцене. Она занималась в театральной студии, где получила возможность сыграть множество ролей в постановках классических мюзиклов. Лучшими из своих школьных работ она считает Сару Браун в мюзикле «Парни и куколки» (Guys and Dolls) и Лори в мюзикле «Оклахома!» (Oklahoma!).

Когда пришло время получать высшее образование, Кристи Ченовет остановила свой выбор на театральном факультете университета Оклахома-Сити, который окончила со степенью магистра в области оперного вокала (природа наделила Кристи колоратурным сопрано) и степенью бакалавра в области музыкального театра. Во время учебы Кристи участвовала в конкурсе красоты «Мисс Университет» и как его победительница — в конкурсе «Мисс Оклахома». Тут удача отвернулась от нее, и Кристи заняла только второе место.

В 1992 году семья Ченовет переехала в Пенсильванию, и новая гражданка штата сразу же подала заявку на участие в конкурсе «Мисс Пенсильвания», который закончился для нее с тем же результатом, что и оклахомский. В один из туров участницы должны были выступить перед советом попечителей Филадельфийской академии вокального искусства — это состязание мисс Ченовет с блеском выиграла, получив в качестве приза грант на оплату половины стоимости обучения в Академии. Вторую половину был готов оплатить Национальный совет главного оперного театра США Метрополитен-Опера, назвавший Кристи Ченовет самым одаренным начинающим исполнителем.

Но за две недели до начала обучения в жизни начинающей оперной певицы произошло событие, круто изменившее направление ее карьеры. Один из друзей Кристи перебирался в Нью-Йорк и попросил девушку помочь с переездом. Будучи в Нью-Йорке, мисс Ченовет любопытства ради зашла на прослушивание в мюзикл «Фигурное печенье» (Animal Crackers) по одноименному немому фильму братьев Маркс, постановкой которого занимался театр из Нью-Джерси Papermill Playhouse. В то время Кристи еще не была членом актерского профсоюза «Эквити», и ей пришлось больше пяти часов ждать разрешение пройти прослушивание.

Когда оно было, наконец, получено и мисс Ченовет выступила перед комиссией, режиссер спектакля Чарльз Рипоул (Charles Ripole), пораженный актерскими и вокальными способностями Кристи, настоял на том, чтобы с ней на следующий же день был подписан контракт. Это предложение оказалось для молодой актрисы настолько неожиданным, что, за неимением агента, условия контракта оговаривал ее отец. Родители также написали письмо в Академию с просьбой отложить на год прием их дочери. Руководство Академии пошло им навстречу, но Кристи не приехала на учебу ни через год, ни позднее.

Впервые выйдя на профессиональную театральную сцену в 1993 году в роли Арабеллы Риттенхауз, актриса слегка поправила свое имя, чтобы «оно звучало более профессионально», — добавила к его окончанию букву «н». Спектакль в Нью-Джерси положил начало не только театральной карьере мисс Ченовет, но и ее собственной актерской традиции — до сих пор она почти ни разу не вводилась на роли, являясь первой (а в большинстве случаев — и единственной) их исполнительницей.

Путь от Нью-Джерси до Нью-Йорка занял у Кристин долгих три года. За это время она сыграла Кристину Дааэ в мюзикле Мори Йестона (Maury Yeston) и Артура Копита (Arthur Kopit) «Призрак» (Phantom), постановка театра North Shore, Беверли, штат Массачусетс, тур по Германии в 1994 году; Салли в мюзикле Ричарда Роджерса (Richard Rodgers) и Лоренца Харта (Lorentz Hart) «Грудные младенцы» (Babes in Arms), театр Guthrie, Миннеаполис, 1995 год; а также Энни Драпер в мюзикле Джорджа (George Gershwin) и Айры Гершвинов (Ira Gershwin) «Соберите оркестр» (Strike Up The Band), театр Goodspeed Opera House, Ист-Хэддам, штат Коннектикут, 1995 год.

На нью-йоркскую сцену Кристин Ченовет впервые вышла в 1996 году, сыграв роль Гиацинт в офф-бродвейской постановке комедии Мольера «Плутни Скапена».

Весной 1997 года Кристин дебютировала на Бродвее в роли Прешис Магуайер из нового мюзикла авторов «Чикаго» и «Кабаре» Джона Кандера (John Kander) и Фреда Эбба (Fred Ebb) «Стальной пирс» (Steel Pier). Спектакль не оправдал возложенных на него надежд, закрывшись уже через три месяца, но принес актрисе ее первую театральную награду — Theater World Award. К слову сказать, бродвейский дебют Кристин мог бы состояться на несколько лет раньше — в 1994 году она участвовала в кастинге в возобновляемую постановку мюзикла «Бриолин» (Grease), но не прошла.

В том же 1997 году Кристин становится активной участницей благотворительных концертов, гала-представлений и концертных постановок мюзиклов в рамках проекта «Encores!» нью-йоркского концертного зала New York City Center. С 1997-го по 2007 годы в рамках этого проекта Кристин Ченовет участвовала в мюзиклах «Соберите оркестр» (1997 год, Энни Драпер), «В ясный день увидишь вечность» (On A Clear Day You Can See Forever) Берта Лейна (Burt Lane) и Алана Джея Лернера (Alan Jay Lerner) (1998 год, Дэйзи Гэмбл), «Яблоня» (The Apple Tree) Джерри Бока (Jerry Bock) и Шелдона Херника (Sheldon Hernick) (2005 год, сразу три роли — Ева, принцесса Барбара, Пасионелла) и ревю «Лестница в рай» (Starway in Paradise).

Следующий год принес Кристин новую премьеру — роль Нэнси в мюзикле Уильяма Финна (William Finn) A New Brain (Новый мозг), поставленном в Линкольн-Центре и продержавшемся на сцене немногим дольше ее бродвейского дебюта.

В начале 1998 года она пришла на кастинг в возобновляемую постановку мюзикла Кларка Геснера (Clark Gessner) «Ты хороший человек, Чарли Браун» (You’re A Good Man Charlie Brown), рассчитывая на роль Патти. Но постановщикам спектакля — режиссеру Майклу Майеру (Michael Mayer) и музыкальному руководителю Эндрю Липпе (Andrew Lippa) — так понравились вокальные возможности актрисы, ее необычный, «мультяшный» разговорный голос и небольшой рост (150 сантиметров), что они решили пожертвовать ролью Патти, введя вместо нее специально для Кристин роль пятилетней сестры главного героя Салли и написав для нее программную песню «Моя новая философия» (My New Philosophy). За эту роль мисс Ченовет была просто осыпана наградами, включая «Тони» за лучшее исполнение женской роли второго плана. Сам спектакль борьбу за звание лучшего возобновленного мюзикла проиграл шоу Ирвинга Берлина (Irving Berlin) «Энни, возьми свое ружье» (Annie Get Your Gun) и через неделю после церемонии вручения премий «Тони» был закрыт. Одновременно с работой в «Чарли Брауне» Кристин играла роль Луизы Гольдман в бродвейской комедии (не музыкальной) Ларри Коэна (Larry Coen) и Дэвида Крейна (David Crane) «Эпический размах» (Epic Proportions), закрывшейся через четыре месяца после премьеры.

На волне внимания после премии «Тони» Кристин была приглашена на телевидение. Сначала компания «Уолт Дисней» предложила ей роль Лили Сент-Режис в телевизионной экранизации мюзикла Чарльза Строса (Charles Strousse) и Мартина Чарнина (Martin Charnin) «Энни» (Annie), а потом телеканал NBC пригласил ее на главную роль в межсезонном ситкоме Kristin. Последний, к сожалению, постигла судьба ее предыдущих работ в качестве драматической актрисы — из 13 отснятых серий в эфир вышло только шесть, так как зрительский интерес к сериалу был слишком низок.

Тогда же увидел свет дебютный музыкальный альбом Кристин Let Yourself Go, составленный в основном из классических бродвейских мелодий.

Сезон 2000–2001 года оказался для Кристин Ченовет очень насыщенным. Одновременно она снималась на телевидении, активно участвовала в читках и демо-записях новых мюзиклов, давала сольные концерты и готовилась играть роль мисс Дороти в мюзикле «Вполне современная Милли» (Thoroughly Modern Millie), написанном Жанин Тесори (Jeanine Tesori) и Диком Сканлоном (Dick Scanlon) по мотивам одноименного фильма 1967 года.

В разгар работы над «Милли» Кристин позвонил поэт и композитор Стивен Шварц (Stephen Schwartz). Он рассказал о своем новом проекте — музыкальной адаптации романа Грегори Магуайера (Gregory Maguire) «Злая» (Wicked), над которой работал вместе с драматургом Уинни Хольцман (Winnie Holzman). Как и в книге, действие спектакля разворачивалось в стране Оз до того, как туда попала Дороти Гейл, и Шварц рассчитывал заполучить Кристин на роль доброй волшебницы Глинды. Участие в еще одном мюзикле в планы актрисы не входило, и она вежливо отклонила это предложение.

Шварц, в то время работавший над мюзиклом в Лос-Анжелесе на технической базе студии Universal, сопродюсера спектакля, все же не терял надежду на то, что Кристин пересмотрит свое решение. Узнав однажды, что актриса прилетела по своим телевизионным делам на Тихоокеанское побережье, Стивен пригласил ее к себе, вручил либретто и показал уже написанные песни. Этот ход сработал. Кристин влюбилась в Глинду; недолго думая, покинула «Милли» и первой из оригинального состава мюзикла Wicked подписала контракт на участие в нем.

Вместе с мюзиклом актриса прошла весь долгий путь от читок и предварительных показов в Сан-Франциско до премьеры на Бродвее 30 октября 2003 года. Грамотно проведенная рекламная кампания принесла свои плоды — мюзикл Wicked стал настоящим хитом сезона 2003-2004 годов, собрав огромное количество наград, включая несколько премий «Тони», в том числе за лучшее исполнение главной женской роли. Правда, Кристин с наградами за Wicked не повезло. Ее номинировали одновременно с партнершей по мюзиклу, исполнительницей роли злой ведьмы Эльфабы Идиной Мензель (Idina Menzel), и все премии доставались Идине.

20 июля 2004 года трехлетний контракт мисс Ченовет с продюсерами мюзикла Wicked закончился, и она впервые в своей карьере покинула шоу до того, как оно закрылось. Покинула, чтобы принять предложение компании PBS и сыграть роль Кунигунды в телевизионной концертной постановке оперетты Леонарда Бернстайна (Leonard Bernstein) «Кандид» (Candide). Следует отметить, что эту роль она примерила на себя давно — виртуозная ария Кунигунды «Блистай и веселись» (Glitter and Be Gay) уже много лет была частью ее концертного репертуара.

В 2005 году состоялся дебют Кристин Ченовет на большом экране. На одном из представлений мюзикла Wicked присутствовала актриса Николь Кидман (Nicole Kidman), готовившаяся сыграть роль Элизабет Бигелоу в комедии «Колдунья» (Bewitched). Добрая волшебница Глинда заворожила кинозвезду, и та уговорила режиссера фильма Нору Эфрон (Norah Ephron) взять Кристин на роль подружки главной героини.

И все же нельзя сказать, что карьера киноактрисы складывается у Кристин Ченовет удачно. За два последующих года она снялась в пяти фильмах, оказавшихся весьма низкопробными комедиями, за три из которых — «Розовая пантера» (The Pink Panther), «Дурдом на колесах» (RV) и «Добро пожаловать, или посторонним вход разрешен» (Deck The Halls) была номинирована на премию «Золотая малина» за 2006 год. К счастью для самой актрисы и ее поклонников, премия ей не досталась.

Намного лучше обстоят дела Кристин Ченовет в театре и на телевидении. Великий бродвейский хореограф и режиссер Джером Роббинс (Jerome Robbins) пригласил ее в качестве певицы в свой последний проект — вокально-балетную сюиту «Вестсайдская история» (West Side Story Suite of Dances) на музыку из одноименного мюзикла, осуществленный им незадолго до кончины.

На телевидении Кристин сначала сыграла роль Мэриан Перу в экранизации мюзикла Мередита Уилсона (Meredith Wilson) «Продавец музыки» (The Music Man), а потом попробовала свои силы в телесериале. С 2004-го по 2006 год она играла роль медиа-консультанта Аннабет Шотт в мелодраме «с политическим уклоном» «Западное крыло» (The West Wing).

В 2005 году Кристин выпустила второй сольный альбом As I Am, составленный из христианских гимнов, а декабре 2006 года вернулась на Бродвей. В театре Studio 54 был возобновлен мюзикл «Яблоня», и актеры, игравшие в этом мюзикле в рамках проекта Encores!, повторили свои роли на Бродвее. Постановка закрылась 17 марта 2007 года.

19 января 2007 года Кристин Ченовет стала второй за всю историю музыкального театра актрисой мюзиклов, которая была удостоена чести провести сольный концерт в нью-йоркском театре Метрополитен-Опера (первой была Барбара Кук (Barbara Cook) в 2006 году). В 2010 году она планировала вернуться на сцену этого театра уже как оперная певица — современный американский оперный композитор Джон Корильяно (John Coriglano) специально для нее решил переписать роль Самиры в своей опере «Призраки Версаля» (Ghosts of Versailles). Однако проекту не суждено было состояться из-за экономического кризиса.

14 октября 2008 года вышел третий сольный альбом Кристин Ченовет — A Lovely Way to Spend Christmas, темой которого стало Рождество. Диск занял 77 место в чарте Billboard 200 и стал первым альбомом певицы, вошедшим в этот популярный рейтинг.

С 2007 по 2009 год Кристин была звездой комедийного сериала «Мертвые до востребования» (Pushing Daisies). Роль официантки Олив Снук, страдающей от неразделенной любви к своему боссу, принесла актрисе  в 2008 году номинацию на премию «Эмми» в категории «Лучшая актриса второго плана в комедийном сериале». 

В 2009—2011 годах Кристин Ченовет трижды появлялась в качестве приглашенной звезды в популярном музыкальном молодежном сериале «Хор» (Glee). В 2010 и в 2011 за роль певицы Эйприл Родс она выдвигалась на премию «Эмми» в номинации «Лучшая приглашенная актриса в комедийном сериале».

В 2010 году актриса вернулась на Бродвей, чтобы сыграть главную роль в возобновлении мюзикла Берта Бакарака (Burt Bacharach) «Обещания, обещания» (Promises, Promises). Специально для Кристин в партитуру мюзикла добавили два популярных хита Бакарака — I Say a Little Prayer и A House Is Not a Home.

В этом же году, в перерывах между работой в мюзикле «Обещания, обещания», Кристин записала свой четвертый альбом Some Lessons Learned в стиле кантри-поп.

В начале 2011 года Кристин Ченовет вместе с Хью Джекманом (Hugh Jackman) и Андреа Мартин (Andrea Martin) приняла участие в читке мюзикла «В 20-м веке» (On the Twentieth Century), который планировал поставить тектр Roundabout, а позднее — в читке нового мюзикла композитора Генри Кригера (Henry Krieger) и драматурга Энтони Кроули (Anthony Crowley) Risе, в которой она играла телепроповедницу Тэмми Фэй Бэккер (Tammy Faye Bakker). Летом 2012 года актриса отправилась в свой первый концертный тур по США.

В феврале 2013 года певица выступила с сольным выступлением в Allen Room Линкольн-центра в рамках серии концертов American Songbook. В программу, озаглавленную The Dames of Broadway... All of ’Em!!!, вошли песни из мюзиклов The Most Happy Fella, Flora the Red Menace,  101 in the Shade, Showboat и др. Актриса не только в очередной раз продемонстрировала свой уникальный комедийный дар и вокальную универсальность, но и доказала, что способна расстаться с полюбившимся зрителям образом вечно-юной заводной блондинки в пользу более зрелых и глубоких героинь.  

Кристин Ченовет еще ни разу не была замужем официально, но имела длительные романтические отношения с актером Марком Кудишем (Marc Kudisch) и телевизионным драматургом Аароном Соркином (Aaron Sorkin), в свое время приведшим ее в сериал «Западное крыло». Когда Ченовет расставалась с последним, тот попросил у нее разрешения перенести некоторые ее личностные качества, а также биографические факты на героиню его нового сериала. Кристин дала согласие. Однако, по утверждениям Кристин, постепенно этот персонаж перестал напоминать ее.

Своими кумирами из мира мюзиклов Кристин Ченовет считает Барбару Харрис (Barbara Harris) и Барбару Кук. Роли, прославившие этих актрис, входят и в ее репертуар: она участвовала в мюзиклах «В ясный день увидишь вечность» и «Яблоня», в которых блистала Харрис, и в мюзиклах «Кандид» и «Продавец музыки», утвердивших Барбару Кук в ранге звезды.

В 2009 году певица опубликовала свои мемуары — A Little Bit Wicked: Life, Love, and Faith in Stages — в которых, со свойственной ей самоиронией, рассказала о своем творческом пути и бурной личной жизни.