Бродвей для классических певцов. Часть 4 (Леджит и академический вокал: сходства, различия, практические советы) — Вокал и мастерство актера
МЫ ЗНАЕМ О МЮЗИКЛАХ ВСЕ!

Артем Борисенко, Светлана Бутовская

Бродвей для классических певцов. Часть 4

Леджит и академический вокал: сходства, различия, практические советы

Диапазон

В среднем тесситура в мюзикловом репертуаре для женских голосов ниже, а для мужских выше, чем в оперном. Вообще мюзикловые певцы не зацикливаются на фахе (диапазоне), и вопрос о типе голоса для них не стоит так остро, как для оперных. Крепкий центр — вот первое требование к актеру мюзикла. В то же время сопрано обязаны иметь развитый грудной регистр, тенорам не обойтись без хорошего микста, а баритоны дожны быть в состоянии петь в теноровой тесситуре.

Актерам мюзиклов, в отличие от оперных певцов, не приходится брать экстремально высокие или низкие ноты. Верхнее ми в заглавном дуэте из «Призрака Оперы», верхнее до в номере A Call From Vatican из мюзикла «Девять», си бемоль второй октавы в трио A Heart Full Of Love из «Отверженных» — все это редкие исключения.

Качество звука

Мы уже говорили о том, что леджит достался мюзиклу от оперетты. Но в отличие от последней, в идеале требующей полноценного оперного звучания, в мюзикле звукоизвлечение гораздо ближе и светлей. Приветствуется открытый (но не чрезмерно), хорошо сфокусированный звук, тембрально приближенный к вашему разговорному голосу, — ведь часто актеру приходится переходить от речи к речитативу или сразу к пению, и переход этот должен быть максимально органичным. Вибрато обязательно, но иногда в качестве стилистического приема может использоваться прямой звук. Вокальные украшения в мюзиклах не практикуются.

Дикция

Идеальная и естественная, как в речи. Ясные, отчетливые гласные и согласные. Это качество, необходимое, в сущности, для любой певческой манеры, зачастую упускается академическими певцами из поля зрения.

Отношение к нотному тексту и фразировка

В классических и в современных мюзиклах, имеющих в своей партитуре влияние классического стиля, вольности не приветствуются: все, что написано композитором, должно быть исполнено ровно так, как это зафиксировано в нотах. Очень важно уметь петь ритмично. Беритесь за песни в джазовом стиле, только если имеете представление об этой стилистике — ну, как минимум, знаете, что такое слабая доля и свинг.

Фразировка в музыкальном театре неразрывно связана с драматургическими задачами — не зря первый этап в разучивании песни из мюзикла — это разбор текста как монолога, и только после того, как все смысловые акценты расставлены, можно соединять текст с мелодией. Поскольку музыка и слово в мюзикле равноправны, при фразировке совершенно логично отталкиваться от смысла. Содержание определяет форму.

Язык и тональность

Песни из мюзиклов должны исполняться на языке публики — в нашем случае на русском. Правда, с переводами дела обстоят совсем плохо — их либо не существует, либо сложно отыскать, и часто исполнение на языке оригинала (обычно на английском) оказывается единственным вариантом. В этом случае постарайтесь поработать над фонетикой: потратьте немного времени на то, чтобы найти хорошую запись и проверить, правильно ли вы произносите текст.

Что касается тональности, то песни из мюзиклов можно и нужно транспонировать. Скорее всего сопрано и меццо-сопрано захотят тональность поднять, но делать это надо аккуратно, потому что привлекательность мюзиклового репертуара состоит не в высоких нотах. Достаточно, чтобы тесситурно песня оказалась в центре вашего диапазона.

Интерпретация и презентация зрителю

Работа над песней из мюзикла — это прекрасный повод заняться актерским мастерством, даже если вы остановили выбор на симпатичном вальсе из классического мюзикла, а не на драматической песне-монологе. Играйте, рассказывайте историю, или вы просто будете никому не интересны. Совершенно не обязательно изображать персонажа из мюзикла — вчитайтесь в текст (при необходимости переведите его), представьте себе ситуацию, в которой эта песня могла бы прозвучать, постарайтесь передать ее настроение, обратите внимание на контрасты, смену темпов и так далее. Несколько очень дельных советов мы получили от американского певца Джастина Ли Миллера. С ними вы можете ознакомиться здесь.