Лемпер, Уте — Персоналии
МЫ ЗНАЕМ О МЮЗИКЛАХ ВСЕ!

Светлана Бутовская

Лемпер, Уте

Лемпер, Уте

1963

Профессия актриса, певица

Голос Уте Лемпер сравнивают с рычанием тигра и пением ангелов, а ее саму называют дивой и «одной из самых эффектных и экзотичных певиц». Исключительная музыкальность и дар перевоплощения позволяют Уте Лемпер с одинаковым успехом работать в жанре кабаре, играть в мюзиклах и исполнять рок-шлягеры.

Немка по национальности, Уте Лемпер родилась 4 июля 1963 году в небольшом университетском городке Мюнстен, в семье банкира и оперной певицы. О своих детских годах она вспоминает без особого удовольствия: «Родители мне постоянно твердили — будь нормальной, не выделяйся, не шуми». Обстановку буржуазной посредственности и авторитарности, царившей в семье, Уте помогали переносить занятия музыкой — с девяти лет она брала уроки фортепиано, вокала и танцев.

Мать Уте хотела, чтобы ее дочь стала балериной, однако независимый характер Лемпер никак не увязывался со строгой дисциплиной, царящей в балете. Карьера певицы, в которой Уте могла проявить больше самостоятельности, привлекала ее гораздо больше. Ей с детства нравился американский джаз, и неудивительно, что пятнадцатилетняя Лемпер начала свою карьеру в шоу-бизнесе с того, что стала петь и играть джазовые композиции в барах. Годом позже она присоединилась к панк-группе The Panama Drive Band.

Затем Уте всерьез заинтересовалась театром и проработала два года в Штутгардском Городском театре, играя в пьесах Фассбиндера и Чехова. Свое актерское мастерство она совершенствовала на Семинаре Макса Рейнхарда в Вене, не оставляя при этом занятий музыкой (Уте обучалась в Зальцбурге, Кельне и Берлине).

Дебют Уте Лемпер в музыкальном театре состоялся в 1983 году благодаря Эндрю Ллойд-Уэбберу, который предложил ей сыграть Гризабеллу в Венской постановке мюзикла CATS. В течение года Лемпер исполняла партии Гризабеллы и Бамбуларины, кроме того, она приняла участие в записи немецкой версии мюзикла. В 1985 году в Берлине Уте Лемпер сыграла главную роль в мюзикле «Питер Пэн».

В 1986 году Уте познакомилась с французским театральным режиссером Джеромом Савари, который пригласил ее в мюзикл «Кабаре» на роль Салли Боулз. Спектакль игрался в Лионе, Дюссельдорфе, Росме и Париже (в театре Могадор) и принес актрисе премию Мольера в номинации «Лучшая актриса мюзикла».

Начиная с конца 80-x Уте в основном занималась своей сольной карьерой. В 1987 году она представила в Нью-Йорке программу, посвященную жизни и творчеству Курта Вайля. Это шоу открыло ей дорогу на сцену самых престижных залов Великобритании, Франции, Италии, Испании, Германии, Австралии, Германии и Израиля. Достаточно сказать, что Лемпер выступала на сцене театра Ла Скала, Сиднейской Оперы и Центра Кеннеди, в сопровождении лучших оркестров мира.

«Специализация» Лемпер — песни кабаре времен Веймарской республики, которые она заново открыла для публики, и, разумеется, Курт Вайль. По мнению многих критиков, Лемпер — лучшая современная исполнительница его песен. Кроме того, Уте не побоялась обратиться к репертуару Марлен Дитрих, Эдит Пиаф и французских шансонье.

В музыкальный театр она вернулась десять лет спустя, 18 ноября 1997 года, когда в лондонском Театре Adelphi открылась возобновленная постановка мюзикла «Чикаго», в которой Уте исполнила роль Вельмы Келли. За эту роль актриса была удостоена премии Лоуренса Оливье (в номинации «Лучшая актриса мюзикла»). В 1998 году спектакль открылся на Бродвее, а на следующий год в Лас-Вегасе, где Уте выступала на одной сцене с первой исполнительницей роли Вельмы, легендарной Читой Ривера.

Дискография Лемпер обширна — начиная с 1983 года (когда она приняла участие в записи немецкой версии CATS) певица записала более 30 альбомов. Первый сольный альбом Уте Лемпер — Ute Lemper Singt Kurt Weill, впоследствии не раз переиздававшийся, вышел в 1987 году. Певица выпустила еще два альбома песен Курта Вайля, приняла участие в записи «Трехгрошовой оперы» (в роли Полли), оперы — балета «Семь смертных грехов» и «Махагонни-оперы». Кроме того, вышел ее альбом песен из репертуара Марлен Дитрих и Эдит Пиаф, а также сборник песен берлинских кабаре, той самой «декадентской» музыки времен Веймарской республики, которая была запрещена фашистами как «дегенеративная».

Лемпер также работала со знаменитым британским композитором-минималистом Майком Найманом. Найман — автор музыки к кинофильмам культового режиссера Питера Гринуэя, в картине которого — «Книги Просперо» — она снималась. Специально для певицы Найман написал альбом Songbook, вышедший в 1991 году. Этот проект, по признанию Уте Лемпер, открыл для нее новые творческие высоты, поскольку не имел ничего общего с тем, чем она занималась раньше.

Уте записала несколько франкоязычных альбомов, и, разумеется, отдала дань мюзиклам. Она участвовала в записи немецкой версии мюзикла Starlight Express и выпустила несколько сборников, на которых звучат произведения Сондхайма, Ллойд-Уэббера и Кандера. В 1998 вышла запись оригинального лондонского состава возобновленного мюзикла «Чикаго».

Голос Уте Лемпер звучит на немецких саундреках к мультфильмам «Русалочка» и «Горбун из Нотр-Дам» Студии Уолта Диснея.

Певица не боится исполнять и популярные поп- и рок-шлягеры. Ее альбом, 2000-го года Punishing Kiss включает в себя песни Ника Кейва, Элвиса Кастелло и Тома Вейтса. В 2002 году певица выпустила диск But One Day, в котором она снова возвращается к своим любимым авторам — Вайлю, Брелю, Пьяццоле. В 2006 году вышел диск Blood and Feathers — живая запись с выступления Лемпер в Cafе Carlyle (Нью-Йорк), которое состоялось годом раньше, в 2008 году певица выпустила диск Between Yesterday and Tomorrow, целиком состоящий из песен ее сочинения, а в 2012-м — Paris Days, Berlin Nights, с песнями любимых авторов Уте — Астора Пьяццолы, Курта Вайля, Ханнса Айслера, Жака Бреля и Хавы Альберштейн.

В 1989 году Уте Лемпер снялась во французской картине L’Autrichienne в роли Марии-Антуанетты, которая стала ее первой заметной работой в кинематографе (хотя актриса дебютировала на экране еще в середине 80-х). С тех пор в послужной список Лемпер добавилось еще около 15 фильмов, названия которых нашему зрителю скажут немного, за исключением, быть может, «Книг Просперо» Питера Гринуэя, «Прорвы» (франко-российской картины, снятой Иваном Дыховичным, 1992), и «Прет-А-Порте» Роберта Олтмена. Впрочем, по признанию самой актрисы, она снимается, как правило, в некоммерческих картинах и делает это ради собственного удовольствия. Среди многочисленных телевизионных работ Лемпер можно отметить участие Уте в проекте Not Mozart и телеверсии ее концертов.

Любопытно, что занятия хореографией не прошли для Уте Лемпер даром — в 1993 она исполнила главную роль в балете La Morte Subite, поставленным для нее Морисом Бежаром.

Среди других ее увлечений — живопись (выставки ее картин проходили в Париже и Гамбурге) и журналистика (статьи Уте Лемпер публиковались в таких престижных изданиях, как Liberation, Die Welt и The Guardian). В 1995 году вышла ее первая книга — Unzensiert («Без цензуры»).

Уте Лемпер смогла завоевать европейского и американского зрителя, однако на родине ее карьера складывалась непросто. В 1992 году она исполнила роль Лолы в музыкальном спектакле «Голубой Ангел» (одноименный фильм когда-то сделал Марлен Дитрих звездой). Критика откликнулась на ее работу разгромными рецензиями.

Кто-то из критиков заметил, что Уте слишком талантлива для Германии. Так или иначе, с тех пор Лемпер, которая блестяще владеет немецким, французским и английским языками, предпочитает своей родине Францию и США, где к ней пришло настоящее признание. Сейчас Уте и ее четверо детей — Макс-Эммануэль, Стелла, Джулиан и Йонас — живут в Нью-Йорке.

В последние годы Уте Лемпер неоднократно гастролировала в Москве. В последний раз она приезжала в апреле 2013 года. На сцене «Московской оперетты» она представила программу, посвященную танго Астора Пьяццолы.