Мюзикл Лики любви — Мюзиклы
МЫ ЗНАЕМ О МЮЗИКЛАХ ВСЕ!

Елена Труфанова

Лики любви

Лики любви

1989

музыка Andrew Lloyd-Webber (Эндрю Ллойд-Уэббер)

песенные тексты Don Black & Charles Hart (Дон Блэк & Чарльз Харт)

либретто Don Black & Charles Hart (Дон Блэк & Чарльз Харт)

Aspects of Love — незаслуженно игнорируемый многими мюзикл Эндрю Ллойд-Уэббера по одноименному автобиографическому роману Дэвида Гарнета, племянника знаменитой британской писательницы Вирджинии Вульф. В фокусе романа — любовь во всех ее проявлениях: любовь юноши к женщине старше себя, женщины к пожилому мужчине, девочки-подростка ко взрослому мужчине и, наконец, любовь двух женщин...

С этой книгой Ллойд-Уэббера познакомил его друг и соавтор Тим Райс, которому предлагали написать по ней киносценарий. Писать сценарий Райс не стал, однако у него возникла идея положить «Лики любви» в основу мюзикла. Через некоторое время эта идея была забыта. Но, как оказалось, не навсегда.

В 1980 году, во время репетиций «Кошек», Эндрю Ллойд-Уэббер дал почитать роман режиссеру Тревору Нанну, попросив его подумать о сценическом воплощении истории, рассказанной Гарнетом. Нанну книга понравилась, и он предложил свои услуги в качестве сценариста. Композитор же видел в роли соавтора Тима Райса, поэтому проект снова был отложен.

Через два года Ллойд-Уэббер, Нанн и Райс все-таки встретились, чтобы на этот раз вместе поговорить о «Ликах любви». В ходе обсуждения у них сразу же возникли принципиальные разногласия. Тем не менее, соавторы договорились, что проведут следующий месяц в работе над либретто.

Вскоре композитор получил письмо от Тима Райса, который сообщал, что он разочаровался в романе и выходит из игры. Ллойд-Уэббер бросился искать либреттиста, и, в конце концов, обратился к Тревору Нанну. Тот написал 14 песен, однако, тексты не совсем устроили композитора. Тем не менее, на Сидмонтонском фестивале 1983 года было представлено (в исполнении Сары Брайтман и Марти Уэбб) порядка десяти из написанных номеров, которые были объединены названием «Лики любви: кабаре Эндрю Ллойд-Уэббера и Тревора Нанна». Впрочем, ни одна из этих песен не попала в окончательный вариант мюзикла.

Тревор Нанн не подходил Ллойд-Уэбберу как автор текстов, но вполне устраивал как режиссер. Что касается либреттистов, то композитор нашел себе сразу двоих: маститого и оскароносного Дона Блэка и собственное открытие — Чарльза Харта, так счастливо подвернувшегося под руку Ллойд-Уэбберу, когда тот работал над мюзиклом The Phantom of the Opera. Хотя сценарий был фактически написан самим композитором, при издании диска доля участия Ллойд-Уэббера в его написании была скромно определена как «адаптация книги». Либреттисты работали над каждой песней вместе. К концу 1987 года первый акт был завершен, а за первые два месяца 1988 года авторы закончили работу и над вторым актом.

Наконец, 9 июля 1988 года в Сидмонтонской церкви была представлена полная версия «Ликов любви» (музыка Эндрю Ллойд-Уэббера, слова Дона Блэка и Чарльза Харта, режиссер — Тревор Нанн). Исполнителями были: Майкл Болл (Алекс), Сюзанна Феллоуз (Роуз), Грейни Рейниан (Джульетта), Мэри Миллар (экономка Джорджа), Динсдэйл Ланден (Джордж). Зоя Харт и Диана Морисон играли Дженни в возрасте двенадцати и четырнадцати лет соответственно. Большинство актеров к тому моменту были уже настоящими звездами.

Воодушевленный хорошим приемом в Сидмонтоне, Эндрю Ллойд-Уэббер стал готовиться к постановке спектакля. Первоначально премьера должна была состояться на Бродвее, однако перспектива получить первый залп критики от Фрэнка Рича (заклятого врага Ллойд-Уэббера из «Нью-Йорк Таймс») не обрадовала композитора. Он решил сперва показать шоу у себя на родине. Для начала был выпущен сингл открывающего номера «Ликов любви» — Love Changes Everything в исполнении Майкла Болла, которому предстояло сыграть Алекса в Уэст-Энде а затем на Бродвее. Роль аристократа Джорджа Диллингема досталась Кевину Колсону, первому исполнителю роли Вальтера в мюзикле «Шахматы».

Что касается женских партий, то, по условиям договоренности с профсоюзом бродвейских актеров Equity, поскольку Кристину в бродвейской постановке «Призрака оперы» пела англичанка Сара Брайтман, Ллойд-Уэббер должен был взять в свое следующее шоу неизвестную американскую актрису. Композитор пригласил сразу двух малоизвестных американских исполнительниц — Энн Крамб (Роуз) и Кэтлин Роув (Джульетта). Роль Дженни исполнили две юные актрисы, которые принимали участие в спектакле, показанном в рамках Сидмонтонского фестиваля.

К 17 апреля 1989 года, когда состоялась долгожданная премьера, билеты на спектакль были распроданы на год вперед. Более того — даже критики оценили новую работу Эндрю Ллойд-Уэббера. Именно тогда с легкой руки Нигеля Рейнолдса из Daily Telegraph композитора стали сравнивать с царем Мидасом, чье прикосновение все превращало в золото.

Спектакль, однако, получился не очень удачным. Тревор Нанн не уловил камерного характера мюзикла, в результате постановка была перегружена сценическими эффектами: одна сцена быстро превращалась в другую, отвлекая внимание зрителя от сложных межличностных отношений персонажей. Театральная художница Мария Бьорнсон («Призрак оперы») оформила спектакль в темных, невыразительных тонах, отчего залитые солнцем Пиренеи больше напоминали темные отроги северных гор, а летняя французская вилла Джорджа походила на тюрьму. Но главное — сюжет оставлял желать лучшего.

Музыка Ллойд-Уэббера — вот действительно то, что спасает шоу. Хотя это и не те мелодии, которые воспринимаются с первого раза: в Aspects of Love нужно вслушиваться. Из всех произведений Ллойд-Уэббера этот мюзикл наиболее близок к опере, ближе даже, чем легендарный «Призрак оперы».

Пересказывать сюжет Aspects of Love также непросто, как пересказывать сюжет телесериала. Действие разворачивается во Франции, в 1947 году. Семнадцатилетний английский аристократ Алекс Диллингем влюбляется в Роуз Вебер, актрису труппы, гастролирующей по французской провинции. Дела труппы складываются неважно, у Роуз не острается средств к существованию, и менеджер решает познакомить с ее состоятельным обожателем. Роуз воспринимает Алекса как мальчишку, но тронута его чувствами. К его удивлению, она соглашается поехать с ним на его виллу. Правда, выясняется, что вилла принадлежит не Алексу, а его дяде, сэру Джорджу, находящемуся в отъезде. Алекс и Роуз наслаждаются обществом друг друга. Кажется, они, действительно влюблены.

В это время Джордж (58 лет, вдовец) узнает из письма садовника о «вторжении» в его частное владение. Он немедленно сообщает своей молодой любовнице, итальянскому скульптору Джульетте Трапани, что вынужден туда поехать. Нехотя, Джульетта отпускает его.

Джордж нарушает идилию Роуз и Алекса. Впрочем, он не делает племяннику строгих выговоров, а напротив, одобряет его выбор. Однажды Роуз решает одеть одно из платьев, хранившихся в доме — платье погибшей жены Джорджа, Делии, которую тот очень любил. На мгновение Джорджу кажется, что его возлюбленная супруга ожила. Он хочет уехать, но Роуз уговаривает его остаться, к большому неудовольствию Алекса, которому кажется, что Роуз уделяет Джорджу слишком много внимания.

Однако Джордж, наконец, уезжает. Несколько дней спустя время Роуз получает телеграмму от менеджера труппы, из которой следует, что нужно ей срочно ехать в Леон. Она говорит, что не может бросить возлюбленного, но тот просит ее не жертвовать своей карьерой ради него. Оставшись один, Алекс приходит к выводу, что Роуз сама себе отправила телеграмму, так как никто не знал, куда она уехала.

В следующий раз они встречаются через два года, когда Алекс приезжает из военной части на побывку в Париж. К своему удивлению и возмущению, он встречается с Роуз в квартире своего дяди. Выясняется, что она жила там с тех пор, как уехала из По. Алекс обвиняет молодую женщину в том, что она позарилась на деньги дяди, но та утверждает, что любит Джорджа. Расстроенный Алекс собирается уйти. На прощание он спрашивает Роуз, любила ли она когда-нибудь его и получает неожиданный ответ — она любит его и сейчас. Роуз и Алекс удаляются в спальню.

На следующее утро должен приехать Джордж и Роуз пытается выставить своего юного кавалера. Возмущеный Алекс выхватывает пистолет и случайным выстрелом ранит свою возлюбленную. Появляется дядя, и герои пытаются разобраться, с кем лучше будет женщине, которую они оба любят. В конце концов, они решают, что Алекс останется с Роуз, а Джордж вернется к Джульетте. Это не устраивает Роуз — она любит и дядю, и племянника. Послав ко всем чертям Алекса, она решает нанести визит Джульетте.

В Венеции Джордж рассказывает обо всем своей бывшей подруге. Джульетта уверена, что он не сможет забыть Розу. Неожиданно появляется и сама Роуз, все еще не оправившаяся от раны. Она картинно падает в обморок, произнеся имя Джорджа. Всем ясно, что Джордж и Роуз созданы друг для друга.

Проходит несколько недель, Роуз все еще живет в доме Джульетты. За это время женщины очень сблизились (Нанн даже намекает на более интимные отношения). Однажды Джордж сообщает Роуз о своем банкротстве, однако Роуз это не шокирует. Она просит Джорджа жениться на ней. Вскоре у них рождается дочь Дженни.

Проходит двенадцать лет. Роуз тридцать девять, она стала известной актрисой и играет в Париже. Однажды после спектакля, она встречает Алекса, и, вместо того, чтобы уехать вместе со своим молодым любовником Хьюго, приглашает Алекса на виллу в По, где живут Джордж и Дженни. Джордж души не чает в дочурке и считает ее величайшим из всех возможных чудес.

Алекс, Джордж, Дженни и Роуз проводят замечательный уикенд в По. Джульетта вынуждена отказаться от их приглашения приехать. Отослав им письмо с отказом, она признается сама себе в том, что по-настоящему любила только Джорджа, поэтому-то до сих пор не может устроить свою личную жизнь.

На вилле в По Алекс и Дженни становятся хорошими друзьями. Они проводят много времени вместе — так проходит почти три года. Однажды, во время праздничного ужина, четырнадцатилетняя Дженни осознает, что влюблена в своего кузена-военного. Это быстро замечает Роуз и намекает на это Алексу. Тот обещает, что не сделает Дженни ничего плохого. Позже, Алекс прогуливается вместе с Дженни по горам, там где когда-то он гуляли с ее матерью. Прогулка заканчивается поцелуем.

Джордж занят другими делами: он пишет завещание. Впрочем, и он замечает, что между Алексом и Дженни что-то происходит. Он делится своими опасениями с женой, однако Роуз считает, что он чересчур драматизирует события.

На пятнадцатилетие Дженни Джордж, Алекс, Роуз и Дженни едут в Париж, в цирк. Отношения Джорджа с Алексом становятся настолько напряженными, что Алекс решает уйти посреди циркового представления, к неудовольствию Дженни, которая обвиняет отца, в том, что это он прогнал Алекса. Вечером, в парижской квартире Джорджа, Алекс заходит в спальню к Дженни, чтобы пожелать ей спокойной ночи. Она просит его побыть с ней, так как ей нужно многое ему сказать. Она хочет полностью принадлежать ему, а не быть просто двоюродной сестрой. Мужчина пытается охладить ее пыл. Девочка засыпает, а Алекс, сидя на краю ее кровати, вслух размышляет о своей «запретной» любви к Дженни. В это время Джордж, опасаясь худшего, направляется в комнату дочери. Услышав голос Алекса, он шокирован, возмущен и уже собирается ворваться в спальню, но падает на пол. Услышав шум, Алекс выбегает из комнаты и бросается к дяде. Тот уже мертв.

Появляются Роуз и Хьюго. Роуз просит не рассказывать Дженни, что ее отец умер, услышав их разговор c Алексом. Они собираются отнести его в другую комнату, пока Дженни не проснулась, но не успевают — девочка появляется в дверях спальни.

Настает время похорон, которые Джордж Диллингем тщательно спланировал еще при жизни. Джульетта произносит речь об усопшем, а Роуз сообщает гостям о том, что ее супруг хотел, чтобы на его похоронах все танцевали и пили его лучшее вино. В руках у нее урна с прахом покойного, который она, согласно его завещанию, собирается развеять над его любимыми виноградниками.

Алекс пытается пригласить Дженни на танец, но она может веселиться с такой день. Празднество начинает напоминать вакханалию. Среди этого безумия Алекс и Джульетта наконец знакомятся друг с другом (Джордж как-то предсказал их встречу на своих похоронах). Они начинают кружиться в танце, а потом покидают гостей, как и Роуз, которая, не в силах бороться со своим горем, убегает в слезах.

Алекс и Джульетта решают найти местечко поукромней, однако у их первого поцелуя есть свидетель — Дженни. Тем временем Роуз признается друзьям, что ей очень не хватает Джорджа.

В следующей сцене Алекс и Джульетта наслаждаются идиллией на сеновале. Внезапно Джульетта замечает проскользнувшую тень. Это Дженни. Джульетта считает, что Алекс должен объяснить девочке, что они не могут быть вместе. После некоторых колебаний, он соглашается.

Утром Алекс сообщает Дженни о своем отъезде. Он пытается убедить девушку, что их отношения противоречат природе. Дженни отвечает, что любовь разрушает любые запреты — неужели он не может подождать три года и жениться на ней?

Появляется Роуз и просит Дженни оставить ее наедине с Алексом. Роуз просит Алекса не бросать ее, но Алекс уходит к Джульетте, в которой, как ему кажется, он нашел, наконец, свою любовь.

Бродвейская премьера состоялась 8 апреля 1990 года. Мюзикл был приняты с равнодушием. Знаменитый «Бродвейский Мясник» Фрэнк Рич обрушил на шоу разгромную критику, утверждая, например, что некоторые темы повторяются так часто, что надоедают до смерти, а фразы вроде «дайте мне пирожное» в припевах звучат просто глупо. Как ни странно, другому «врагу» Уэббера Кливу Барнсу шоу понравилось. Он сказал, что «Лики любви» заняли особое место в его сердце. Но 1990 был годом, когда, после эры доминирования британских мюзиклов, на Бродвее открылись «родные» американские шоу. Поэтому, несмотря на шесть номинаций на престижную американскую театральную премию Тони, спектакль не получил ничего и закрылся после 376 представлений. В Англии же он шел довольно успешно около трех лет (1325 представлений).

Эндрю Ллойд-Уэббер был слишком оптимистичен по поводу нового шоу, утверждая, что тема любви интересует всех, из чего следовало, что «Лики любви» должны стать популярней «Призрака оперы». На этот раз чутье его подвело. Тем не менее, спектакль шел, кроме Уэст-Энда и Бродвея, в Ирландии, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Японии, Дании, Венгрии, Финляндии, Германии и Швейцарии.

C подбором актера на вторую главную мужскую роль — роль английского аристократа Джорджа Диллингема для оригинальной лондонской постановки связана следующая история. Композитор хотел, чтобы Джорджа играл один из знаменитых агентов 007 — Роджер Мур. Роджер Мур был не против, хотя он никогда раньше не играл в мюзиклах. Мур начал заниматься вокалом, но вскоре, по обоюдному согласию композитора и актера, Роджер Мур выбыл из игры. Агент 007 умел все, но он не умел петь. В 1998 году композитор заявил, что собирается снимать фильм по «Аспектам Любви», и что по-прежнему видит в роли Джорджа Роджера Мура.

Сингл Love Changes Everything, выпущенный в преддверие премьеры мюзикла, смог подняться в чартах только до второго места, хотя исполнивший песню Майкл Болл до сих пор уверен, что Love Changes Everything достигла вершины хит-парада.

Среди песен, не вошедших в окончательную партитуру шоу, было несколько мелодий, которым было суждено обрести популярность в других мюзиклах. Одна из них — тема, известная теперь под названием Music of the Night из мюзикла «Призрак оперы».