МЫ ЗНАЕМ О МЮЗИКЛАХ ВСЕ!

Майя Медкова

Шахматы

Шахматы

1984

музыка Benny Andersson (Бенни Андерссон), Bjorn Ulvaeus (Бьeрн Ульвеус)

либретто Tim Rice (Тим Райс)


Замысел мюзикла «Шахматы» возник у знаменитого поэта и либреттиста Тима Райса еще в 1972 году, когда весь мир, затаив дыхание, следил за шахматным матчем между Борисом Спасским и Бобби Фишером, проходившим в Рейкьявике. Человеческие взаимоотношения на фоне холодной войны; противостояние Востока и Запада; люди, живущие в биполярном мире; игра, превратившаяся из спортивного зрелища в политический фарс — всe это казалось поэту весьма многообещающим.

Cоавторами Тима Райса стали два известных шведских композитора и исполнителя, участники легендарного поп-квартета «АББА» Бенни Андерссон и Бьорн Ульвеус. В 1982 году в Лондоне, во время празднования десятилетия творческой деятельности квартета, Бенни и Бъерн официально объявили о том, что они вместе с Тимом Райсом приступают к работе над новым проектом под названием «Шахматы». Но в действительности работа над мюзиклом началась лишь в 1983 году, когда все три автора отправились в «разведывательную экспедицию» в Москву.

Шоу создавалось по схеме, уже отработанной ранее на совместных проектах Тима Райса и Эндрю Ллойд-Уэббера. Сначала Бъерн и Бенни получили синопсис и сочинили весь музыкальный материал. «Тим говорил нам : «Тут должна быть такая-то песня, а здесь — такая-то», — вспоминал Бъерн. Когда же музыка, наконец, была готова, Тим написал тексты.

Сюжет мюзикла таков: во времена холодной войны проводится чемпионат мира по шахматам. Чемпион мира — американец Фредди Трампер и чемпион СССР — Анатолий Сергиевский сражаются за титул нового чемпиона мира. Флоренс, подруга и секундант американца, уставшая от того, как обращается с ней еe возлюбленный, уходит от него. Анатолий стремится вырваться из-под вечного контроля чересчур бдительного сотрудника КГБ Молокова, приставленного наблюдать за ним. Победив в чемпионате, Анатолий сбегает на Запад — с ним уезжает и Флоренс, с которой у нового чемпиона мира роман. Однако влюблeнным недолго суждено быть вместе...

Двойной альбом был записан в 1984 году на шведской студии Polar. Главные роли исполнили английские и шведские певцы: Мюррей Хэд (Фредди), Элейн Пейдж (секундант и подруга Фрэдди, Флоренс), Томми Корберг (Анатолий), Барбара Диксон, (жена Анатолия, Светлана), Бьорн Скифс (Арбитр), Деннис Куилли (Молоков).

В музыкальном отношении «Шахматы» — произведение более сильное, чем песни, созданные Бенни Андерссоном и Бьорном Ульвеусом для группы «АББА». Альбом продемонстрировал их способность сочинять музыку самых разных стилей — рок-композиции, лирические баллады, оперные хоры и даже рэп («Одна ночь в Бангкоке»).

Для раскрутки концептуального альбома «Шахмат» были проведены концерты в пяти городах Европы: 27 октября 1984 года — в Лондоне, затем — в Париже, Гамбурге, Амстердаме и Стокгольме. «Шахматы» почти сразу стали настоящим бестселлером. Два сингла — «Я так хорошо знаю его» и «Одна ночь в Бангкоке» — прочно укрепились на первых строчках хит-парадов.

В 1985 году «Шахматы» были выпущены в Америке, и там их ждал такой же успех, как и в Европе. В Англии к тому времени альбом занимал 11-ое место национального хит-парада.

«Шахматы» продемонстрировали всем, что Тим Райс способен создавать удачные произведения и без Эндрю Ллойд-Уэббера — во многих странах альбом с записью «Шахмат» расходился гораздо лучше, чем запись «Призрака Оперы» Эндрю Ллойд-Уэббера, вышедшая в том же году.

Режиссером спектакля стал Майкл Беннет (самая яркая его работа — «A Chorus Line»). Он начал работу, но затем отказался от спектакля — Беннет умирал от СПИДа. За три месяца до премьеры шоу осталось без режиссeра. За постановку взялся Тревор Нанн, в то время художественный руководитель Королевской Шекспировской Компании, ныне — один из ведущих британских режиссeров. Нанн сократил использование техники и хореографии в спектакле, но и оставшаяся техника постоянно давала сбои. Однако, несмотря на все проблемы, премьера состоялась — 14 мая 1986 в театре Принца Эдварда. Тревору Нанну удалось невероятное — не только спасти оказавшуюся под угрозой гибели постановку, но и превратить ее в потрясающее шоу. Трое главных солистов, исполнивших партии «Шахмат» на оригинальной записи — Мюррей Хэд, Элейн Пейдж и Томми Корберг — повторили свои роли в театре.

Лондонская постановка представляла собой красивое, яркое, технически сложное шоу с бюджетом, превышающим 4 миллиона фунтов стерлингов. Шестьдесят четыре телевизионных монитора, которые в каждый момент времени могли передавать от одной до 64 картинок — заслуга дизайнера Робина Вагнера. Вращающаяся сцена и сложное освещение, выполненное одним из лучших современных театральных дизайнеров света Дэвидом Херси, дополняли картину. Награду Лоуренса Оливье в категории «Лучший мюзикл» «Шахматам» получить не удалось — в том же году на лондонской сцене появился слишком серьeзный конкурент — «Призрак Оперы» Эндрю Ллойд-Уэббера. Но награда в категории «Лучшая актриса» досталась Элейн Пейдж — за роль Флоренс. 8 апреля 1989, продержавшись на Уэст-Энде целых три года, «Шахматы» закрылись.

Для постановки «Шахмат» на Бродвее режиссeр Тревор Нанн решил существенно переработать спектакль. Отчасти это было связано с тем, что постановка шоу, аналогичного лондонскому, стоила бы слишком дорого — примерно 15 миллионов долларов, и продюсеры не могли себе этого позволить. Кроме того, Нанн полагал, что мюзиклу необходима новая концепция. Тим внес серьезные изменения в сюжетную линию и в некоторые стихи и отправил новую редакцию «Шахмат» режиссeру. Однако через некоторое время выяснилось, что тот привлeк к работе над мюзиклом драматурга Ричарда Нельсона, и что вариант Нельсона уже утверждeн.

Тим Райс рассчитывал, что Элейн Пейдж повторит свой лондонский успех на Бродвее. Но «Эквити» — профсоюз американских актeров — потребовал, чтобы роль Флоренс исполняла американская актриса. Нанн не оказал Пейдж никакой поддержки, и было решено, что Флоренс сыграет американка Джуди Кун.

Спектакль открылся 28 апреля 1988 года в театре Империал. Роль Анатолия исполнил Дэвид Кэрролл, роль Фредди — Филипп Каснофф.

Авторам пришлось учитывать изменившееся политическое положение — в Советском Союзе уже полным ходом шла перестройка, поэтому и в мюзикле возник мотив, связанный с гласностью. В целом сюжет получился гораздо более запутанным, чем в лондонской версии, что не пошло на пользу мюзиклу. Личная драма была во многом подменена политической интригой, из-за чего характеры главных персонажей стали схематичными. Кроме того, мюзикл, первоначально певшийся от начала до конца, превратился в спектакль с песнями — в нeм стало слишком много диалогов. Потерялась музыкальная цельность произведения. Хореографические номера были сильно сокращены, декорации стали более простыми и менее яркими. Актeры, исполнявшие главные роли, играли хорошо, но даже их игра не смогла спасти положение — трeхчасовой мюзикл был чересчур затянутым и недостаточно интересным. Всю вину за провал спектакля возложили на режиссeра Тревора Нанна.

Публике спектакль нравился, однако дохода своим продюсерам «Шахматы» не приносили, а критики просто обрушились на мюзикл с разгромными статьями. 25 июня 1988 года, спустя всего 68 представлений спектакль был закрыт. Запись оригинального бродвейского состава тем не менее продавалась хорошо, состоявшийся по инициативе Дэвида Кэрролла 9 января 1989 года концерт в Карнеги-холле также имел большой успех.

Новая версия «Шахмат» открылась в Чикаго 28 января 1990 года. За основу был взят сценарий Ричарда Нельсона в сильно переработанном виде, а режиссером стал Дэвид Белл. Роль Флоренс исполнила Сьюзен Макмонагл, роль Фредди — Ким Штраусс, роль Анатолия — Дэвид Стадвелл. Постановка имела успех, но в мае 1990 года была закрыта.

Третьего февраля 1991 года премьера «Шахмат» состоялась в Австралии, в Сиднее. Постановку осуществлял Джим Шарман — режиссeр, в своe время ставивший рок-оперу «Иисус Христос Суперзвезда» в Лондоне. Роль Флоренс исполнила Джоди Гиллис, роль Фредди — Дэвид Маклеод, роль Анатолия — Робби Крупский, роль Светланы — Мария Мерседес. В этой постановке был использован вариант сценария, написанный Тимом Райсом, и отвергнутый Тревором Нанном, когда «Шахматы» ставились на Бродвее.

Постановка имела огромный успех у публики и у критиков, но, к сожалению, была закрыта через полгода после премьеры из-за экономического кризиса в Австралии.

В августе 1994 года вновь переработанные Тимом Райсом «Шахматы» были поставлены в Эдинбурге. В этом же году мюзикл исполнялся в концертном варианте в шведском городе Гетенбурге, а через некоторое время была издана запись Chess in Concert. В 1997 году в мельнбурнской постановке роль Флоренс исполняла Барбара Диксон. Шахматы ставились огромное количество раз. Как правило, это были переработки либо лондонской, либо бродвейской версий, либо их разнообразные комбинации. Спектакль также путешествовал по США и Великобритании с турами и концертными версиями, некоторые из которых были весьма успешными. Интересная концертная версия «Шахмат» была представлена в Торонто — в ней приняли участие звезды торонтских постановок «Отверженных», «Призрака оперы» и «Аспектов любви» — в том числе и такая крупная фигура мирового музыкального театра как Колм Уилкинсон.

История «Шахмат» на этом не заканчивается. 23 февраля 2002 года в Стокгольме открылась новая постановка мюзикла на шведском языке, в которой Анатолия играет первый исполнитель этой роли, Томми Корберг.

Песня «Я так хорошо знаю его» держалась на первую строчке хит-парада Великобритании на протяжении 4 недель и получила премию Ивора Новелло как самая продаваемая британская песня. Песня «Одна ночь в Бангкоке» поднялась в Великобритании лишь на 12 место хит-парада, но зато в Германии, Австрии, Австралии, Израиле, Швейцарии, Дании, Голландии, Швеции, ЮАР, Бельгии и некоторых других странах она украшала собой первые строчки.

Лондонскую постановку «Шахмат» актeры прозвали «Стульями» из-за огромного числа стульев на сцене (47). Сотрудник КГБ Александр Молоков, секундант советского чемпиона, в бродвейской постановке сменил своe имя на, видимо, более простое и понятное американскому зрителю имя Иван.

В 1996 году в театре имени Моссовета состоялась премьера мюзикла «Игра» (либретто Яр. Кеслера, постановка П. Хомского), созданного на основе «Шахмат». В спектакле также использовалась музыка Пола Маккартни, Джона Леннона и других композиторов. Система персонажей в целом соответствовала системе персонажей «Шахмат», однако сюжет претерпел серьeзные изменения.

comments powered by Disqus