Мюзикл Лак для волос — Мюзиклы
МЫ ЗНАЕМ О МЮЗИКЛАХ ВСЕ!

Андрей Объедкин, Светлана Бутовская

Лак для волос

Лак для волос

2002

музыка Marc Shaiman (Марк Шейман)

песенные тексты Scott Wittman (Скотт Уиттман)

либретто Mark O’Donnell (Марк О’Доннелл)

Мюзикл «Лак для волос» (Hairspray) создавался по классической бродвейской схеме, когда замысел шоу принадлежит продюсеру. «Лак для волос» — детище театрального продюсера Марго Лайон (Margo Lion). На сегодняшний день — самое успешное.

История создания этого мюзикла отлично иллюстрирует поговорку «когда перед тобой закрываются все двери, где-нибудь обязательно откроется окно». Двери закрылись перед Марго Лайон в 1998 году, когда ее мюзикл «Триумф любви» (The Triumph of Love), в который она вложила много сил, провалился на Бродвее. Шок от неудачи был настолько велик, что Марго потребовалось полгода, чтобы найти в себе силы вернуться в профессию. Однажды для поднятия настроения она решила посмотреть какое-нибудь кино, и в руки ей попалась комедия «Лак для волос» режиссера Джона Уотерса (John Waters).

Марго, разумеется, знала о существовании этого фильма. Несколькими годами раньше она собиралась поставить молодежное шоу с танцами и даже приглядела кинофильм, который мог бы стать прекрасной основой — комедию 1995 года «Бестолковые» (Clueless) с юной Алисией Сильверстоун (Alicia Silverstone) в главной роли. Продюсер «Бестолковых» Скотт Радин (Scott Rudin) посоветовал Марго обратить внимание на фильм Джона Уотерса (John Waters) «Лак для волос». Но, по мнению Марго, «Лак» был просто ужасен, в то время как «Бестолковые» казались идеальным выбором. Однако этому проекту было не суждено состояться. Теперь же Марго не потребовалось много времени, чтобы разглядеть в истории толстушки из Балтимора начала 60-х годов потенциальный бродвейский хит. Трейси Торнблад — цельная натура, ее оптимизм и готовность преодолеть любые преграды на пути к мечте достойны восхищения, а главное, она не сказочная принцесса, а обычная американская девчонка. Такая героиня не могла не полюбиться публике. К тому же фильм Уотерса поднимал вопросы расовой сегрегации, которые позволяли привлечь на Бродвей афроамериканскую публику.

Осенью 1998 года Марго связалась с компанией New Line Cinema, которая владела правами на картину, и к весне 1999-го разрешение на переработку киносценария в пьесу было у нее в руках. В процессе переговоров выяснилось, что правами на театральную постановку уже давно владел Скотт Радин. Продюсер охотно уступил их Марго. Много позже, во время пробных показов «Лака для волос», Марго Лайон поблагодарила Скотта за то, что он не стал переходить ей дорогу. Продюсер ответил, что он не смог бы осуществить подобный проект лучше, чем она.

Вернемся, однако, в то время, когда мюзикл «Лак для волос» существовал только в воображении госпожи Лайон. Ей предстояла встреча с «отцом» Трейси Торнблад, режиссером и сценаристом Джоном Уотерсом. Уотерс был известным анархистом от кинематографа, автором скандальных комедий, которые консервативная публика считала тошнотворным китчем. «Лак для волос» был едва ли не единственной коммерчески успешной картиной Джона. Марго Лайон опасалась, что найти общий язык с таким маргинальным деятелем искусства будет непросто. К ее удивлению, в личном общении Уотерс проявил себя очаровательным собеседником. Выяснилось, что их многое объединяло: оба родом из Балтимора, почти ровесники. В отличие от Трейси Джон и Марго учились в престижных школах, но как и все балтиморские подростки знали о танцевальном телешоу Бадди Дина (Buddy Deane), увековеченном в «Лаке для волос» под названием «Шоу Корни Коллинза». Марго спросила у Джона, не возьмется ли он за адаптацию сценария для театра, в глубине души надеясь, что Уотерс, у которого не было подобного опыта, откажется. И Уотерс сказал «нет». Марго пообещала режиссеру, что будет прислушиваться к его мнению, и, хотя на первых порах Джон Уотерс дистанцировался от проекта, позднее он не раз консультировал авторов мюзикла.

Первым человеком, которого привлекла Марго для работы над спектаклем, был композитор, музыкальный руководитель и аранжировщик Марк Шейман (Marc Shaiman). Широкой публике Марк был известен как автор музыки к полусотне популярных фильмов, включая такие, как «Семейка Аддамс» (The Addams Family), «Неспящие в Сиэттле» (Sleepless in Seattle) и «Действуй, сестра» (Sister Act). Совместно с Треем Паркером (Trey Parker) он написал музыку к полнометражной версии анимационного сериала «Южный Парк» (South Park: Bigger, Longer & Uncut). Именно благодаря этому саундтреку Марго Лайон обратила внимание на творчество Марка Шеймана.

Театр всегда был светлой мечтой Марка, однако долгое время композитору не удавалось осуществить свой собственный театральный проект. В начале карьеры он был музыкальным руководителем известной американской актрисы театра и кино Бетт Мидлер (Bette Midler), а позднее сотрудничал с двумя десятками ее коллег по цеху, которым писал песни, делал аранжировки и аккомпанировал. Разумеется, Марк пробовал себя и в музыкальном театре, однако работа над первым же мюзиклом замерла еще на подготовительном этапе. «Лак для волос» стал долгожданной возможностью для Марка дебютировать в качестве театрального композитора.

Автором песенных текстов Марк Шейман видел только своего многолетнего партнера Скотта Уиттмана (Scott Wittman). Уиттман, как и Шейман, начинал в качестве музыкального руководителя концертных программ известных актеров театра. В 1984 году он пришел работать к Бетт Мидлер, которая и познакомила двух будущих соавторов. Интересно, что когда идею мюзикла по «Лаку для волос» вынашивал Скотт Радин, он также обращался к Шейману и Уиттману, и пара проявила интерес к проекту еще тогда.

Теперь, чтобы продемонстрировать Марго Лайон возможности своего тандема, Шейман и Уиттман написали четыре песни (Good Morning, Baltimore, Welcome to the ‘60, I Know Where I’ve Been, «Big, Blond and Beautiful), опираясь на сценарий фильма. Продюсеру песни пришлись по душе, и началась неспешная работа над мюзиклом.

Конец 1999 года преподнес маленькой команде рождественский подарок в виде либреттиста — драматурга и переводчика Марка О’Доннелла (Mark O’Donnell). Марго надеялась, что «Лак для волос» привлечет на Бродвей новую аудиторию, а для этого было необходимо упростить сценарий Уотерса — уменьшить количество персонажей и сделать диалоги понятными широкой публике. Эта работа была поручена Марку.

На Бродвее существует практика, что в процессе создания нового мюзикла, начиная с самых ранних этапов, принимает участие режиссер. Он определяет, в каком направлении будет двигаться постановка и утверждает актеров для читок (readings) и рабочих показов (workshops). В случае с «Лаком для волос» это был талантливый режиссер и хореограф Роб Маршалл (Rob Marshall).

Для читок предстояло найти исполнителей ключевых ролей — Трейси Торнблад и ее мамы Эдны.

В своих поисках Маршалл был ограничен требованием Джона Уотерса, чтобы Трейси играла неопытная актриса, обладающая естественной полнотой. Друзья порекомендовали режиссеру молодую киноактрису Мариссу Джарет Винокур (Marissa Jaret Winokur). Связавшись с Мариссой, Роб пригласил ее студию Шеймана на прослушивание. Девушка получила роль еще до того, как начала петь, буквально сразив Шеймана и Уиттмана своей шикарной прической. Те закричали, что это «их Трейси» и не захотели с ней расставаться.

В фильме роль Эдны исполнил близкий друг Джона Уотерса актер-травести Дивайн (Divine, настоящее имя — Харрис Гленн Милстэд (Harris Glenn Milstead)), скончавшийся спустя десять дней после премьеры. Авторы мюзикла решили воздать ему дань памяти и закрепили роль Эдны Торнблад за мужчиной. Сначала они всерьез собирались пригласить Энтони Хопкинса (Anthony Hopkins), затем на горизонте появился актер Натан Лэйн (Nathan Lane). Он сделал несколько демо-записей, но позднее покинул проект ради мюзикла «Продюсеры» (The Producers). Наконец, Марк Шейман предложил кандидатуру драматурга и актера Харви Фирстaйна (Harvey Fierstein). Первые же прослушивания показали, что Эдна Торнблад нашлась.

Маршалл успел провести всего две читки нового материала, когда ему поступило предложение, от которого было непростительно отказаться: летом 2001 года кинокомпания «Miramax» пригласила этого неизвестного в голливудских кругах режиссера экранизировать мюзикл «Чикаго» (Chicago). Несмотря на то, что шоу разом лишалось и постановщика, и хореографа, Марго Лайон отпустила Маршалла, предсказав на прощание, что через год у него будет хитовый фильм, а у нее — хитовый спектакль.

Вскоре место хореографа занял давний друг Шеймана и Уиттмана Джерри Митчелл (Jerry Mitchell). Он сразу же зарылся в видеоархив Музея телевидения, дотошно изучая танцы, популярные в эпоху «Лака для волос». Хореография мюзикла должна была отвечать пожеланию Джона Уотерса, чтобы в спектакле использовались танцевальные движения, которые вошли в моду не позднее 1962 года.

Имя Джерри Митчелла сыграло решающую роль в выборе режиссера. Коллеги посоветовали Марго обратиться к Джеку О’Брайену (Jack O’Brien), имя которого связывалось c прогремевшим незадолго до этого мюзиклом «Мужской стриптиз» (The Full Monty) по одноименной кинокомедии. Ознакомившись со сценарием и готовыми песнями, мистер О’Брайен сказал, что возьмется за постановку при одном условии — хореографом должен стать Джерри Митчелл, с которым они отлично сработались на «Стриптизе» и был приятно удивлен, узнав, что Джерри уже несколько недель как в команде. В то время Джек О’Брайен был художественным руководителем театра The Old Globe в калифорнийском городе Сан-Диего и все свои проекты «на стороне» осуществлял в паузах между постановками в родном театре. Ближайшее подобное «окно» образовывалось с 16 марта по 30 августа 2002 года. Таким образом, творческой команде, в распоряжении которой были только черновики будущего шоу, предстояло пройти все стадии создания музыкального спектакля — от утверждения сценария до премьеры на Бродвее — всего за пять месяцев.

С приходом в шоу нового режиссера и хореографа участие в окончательном варианте постановки актеров, задействованных в читках, было поставлено под угрозу. Прежде всего, без работы могла остаться Марисса, которая, помимо прочего, испытывала серьезные проблемы со здоровьем. Шейман даже написал ей сердечное прощальное письмо, в котором поблагодарил за сотрудничество и извинился за невозможность его продолжить. К счастью, письмо не понадобилось. Познакомившись с имеющимися материалами, О’Брайен сказал, что едва ли в США можно найти актеров, которые бы подходили на главные роли лучше, чем мисс Винокур и мистер Фирстайн. На всякий случай кастинг-директора отсмотрели более двух сотен юных толстушек, никогда не игравших в профессиональном театре, но вердикт режиссера остался неизменным.

Ограниченные жесткими временными рамками, продюсеры были вынуждены отказаться от практики рабочих показов. После читок они сразу приступили к постановке шоу на сцене «Театра на 5-й Авеню» (The 5th Avenue Theater), который находился в трех тысячах километров от Бродвея, в Сиэттле.

Для полировки сценария на помощь Марку О’Доннелу был призван ветеран мюзикловой драматургии Томас Михан (Thomas Meehan), обладатель премий «Тони» за либретто мюзиклов «Энни» (Annie) и «Продюсеры». Создание декораций было поручено Дэвиду Роквеллу (David Rockwell). Роквелла знали главным образом как архитектора «дома» церемоний вручения премий «Оскар» — кинотеатра «Кодак» в Лос-Анджелесе. В 2000 году он впервые заявил о себе как сценограф, придумав декорации для мюзикла «Шоу Рокки Хоррора» («Rocky Horror Show»). «Лак» стал его вторым театральным проектом. Разработку костюмов доверили дизайнеру Уильям Айви Лонгу (William Ivey Long), лауреату премии «Тони» 1992 года за мюзикл «Девять» («Nine») и автору черно-белых нарядов «Чикаго» (постановка 1996 года). Когда постановочная команда шоу была полностью сформирована, Джон Уотерс устроил для нее экскурсию по «своему» Балтимору.

Дизайнер Уильям Айви Лонг разработал более ста костюмов в духе 60-х. Свое вдохновение он черпал в нью-йоркских сэконд-хэндах.

Труппа также была утверждена. К Фирнстaйну и Винокур присоединились молодые актеры: роль подруги Трейси Пенни Пинглтон получила Керри Батлер (Kerry Butler), а главной соперницы, Эмбер фон Тассл — Лора Белл Банди (Laura Bell Bundy). На роль героя девичьих снов красавчика Линка Ларкина был приглашен Мэттью Моррисон (Mathew Morrison). «Лак для волос» стал настоящим прорывом в их карьерах.

Мировая премьера мюзикла, в котором воплотились два излюбленных американцами мифа — история Золушки и история маленького человека, способного в одиночку преобразовать мир — состоялась 30 мая 2002 года. Энергичная ностальгическая партитура, зажигательная хореография, потрясающий дуэт матери и дочери, которые вместе борются против враждебного отношения общества к аутсайдерам любого рода — будь то люди с другим цветом кожи или избыточным весом — все это было благожелательно встречено и зрителями, и критикой.

Действие мюзикла начинается июньским утром 1962 года в рабочем городе Балтимор. Жизнерадостная толстушка Трейси Торнблад радуется наступлению нового дня (Good Morning Baltimore). Трейси стремится жить в ритме времени — носит пышные прически и сходит с ума от современных танцев. Самая большая ее мечта — стать участницей популярного телевизионного танцевального шоу Корни Коллинза. Каждый день Трейси и ее лучшая подруга Пенни Пинглтон прибегают из школы домой к Трейси, чтобы перед телевизором разучивать новые танцы из очередного выпуска телепередачи и вздыхать по местному Элвису — звезде шоу Линку Ларкину. У Линка есть партнерша — мисс-само-совершенство Эмбер фон Тассл. Ее мать Велма «по счастливой случайности» является продюсером программы. И Эмбер, и Линк учатся в одной школе с Трейси и Пенни, однако совершенно их не замечают.

Весь Балтимор живет в ожидании конкурса красоты и танцев среди девочек-подростков. Передача будет показана в прямом эфире на всю страну, а победительницу определят телезрители с помощью телефонного голосования. Эмбер уверена, что титул самой красивой девочки достанется ей. По крайней мере, мама сделает для этого все возможное (The Nicest Kids in Town).

В рядах постоянных участников шоу Корни Коллинза образуется вакансия, и Корни объявляет открытое прослушивание на освободившееся место. Трейси мгновенно решает воспользоваться этим шансом и пойти на кастинг, а Пенни — составить ей компанию. Мамы девочек — Эдна Торнблад, дама огромных размеров и такого же огромного сердца, зарабатывающая на жизнь стиркой, и Пруди Пинглтон, которая держит дочь в «ежовых рукавицах» и опасается дурного влияния «цветной музыки», относятся к этой идее неодобрительно. Девочки заявляют родительницам, что они уже выросли. Их стремление к независимости разделяет Эмбер (Mama, I’m a Big Girl Now).

Трейси и Пенни приходят на прослушивание с опозданием. В телестудии Трейси в прямом смысле слова сталкивается со своим кумиром Линком. Девушка на седьмом небе от счастья (I Can Hear the Bells). Трейси узнает, что кандидатку на место в шоу еще не нашли, однако, стараниями Велмы, ей так и не удается показать свои таланты (The Legend of Miss Baltimore Crabs).

Несколькими днями позже Трейси снова наказывают в школе за вызывающую прическу. Девушку отправляют после уроков отбывать наказание в специально отведенном для этого классе, где она знакомится с чернокожим подростком по имени Сивид. Выясняется, что он сын Мотормаут Мэйбелл — ведущей единственного в месяце дня чернокожей музыки на шоу Корни Коллинза. Проникнувшись к Трейси симпатией, Сивид обучает ее нескольким эффектным танцевальным движениям.

Благодаря знаниям, полученным у Сивида, Трейси производит производит фурор на школьных танцах. Красавчик Линк впечатлен. Он требует, чтобы Трейси допустили до прослушивания и взяли в шоу Корни Коллинза, иначе он откажется в нем работать. Испугавшись, что с уходом Линка телепередача потеряет добрую половину своих зрительниц, Велма сдается.

Мечта Трейси, наконец, исполнилась — она танцует в своем любимом шоу. Линк испытывает к необычной дебютантке что-то большее, чем просто дружба. Уже во время первого появления Трейси в передаче он обращается к девушке с любовной песней (It Takes Two), которая заканчивается поцелуем на глазах у телезрителей. Трейси не только затмила Эмбер; к неудовольствию Велмы, она предложила в прямом эфире, чтобы каждый выпуск шоу Корни Коллинза был смешанным — то есть с участием и черных, и белых подростков.

Теперь, когда Трейси Торнблад стала знаменитостью, на нее посыпались предложения поработать в рекламе. Трейси просит маму стать ее агентом. Эдна в сомнениях — она уже много лет не выходит из дома, потому что стесняется своей внешности. Дочь убеждает ее, что пора явить себя миру (Welcome to the ’60s).

Эмбер мечтает рассчитаться с Трейси за то, что та отодвинула ее на второй план. В школе во время игры в вышибалы она набрасывается на соперницу. Линк и Сивид приходят на помощь своей подруге. Сивид приглашает всех на вечеринку в музыкальный магазин своей матери Мотормаут Мейбелл. Трейси не смущает тот факт, что магазин находится в черном квартале, она находит идею замечательной, однако Сивид предупреждает, что далеко не все одобрят такую вечеринку и музыку, которая будет там играть. В магазине матери Сивид знакомит друзей со своей младшей сестрой Малышкой Инез (Run and Tell That!). Чернокожие и белые подростки устраивают танцы. Однако их веселье длится недолго: неожиданно в магазинчике друг за другом появляются Эмбер, ее мать Велма, Эдна и Уилбур — папа Трейси. Эмбер и Велма пытаются увести Линка с вечеринки, однако он не хочет бросать своих друзей.

Трейси договаривается с Мейбелл, что завтрашнюю передачу, которая приходится на День Матери и Дочери, они сделают расово-смешанной: Мэйбелл приведет Малышку Инез, а Трейси — свою маму. Испугавшись, что подобный демарш будет стоить ему места в шоу и всенародной славы, Линк покидает вечеринку. Сердце Трейси разбито. Эдна считает, что находится не в той весовой категории, чтобы выступать по телевидению, но Мейбелл убеждает Эдну, что на самом деле она шикарная женщина — большая и красивая блондинка (Big, Blonde and Beautiful).

Наступает день шоу. Чтобы помешать Трейси осуществить ее дурацкую идею расово-смешанной передачи, Велма вызывает полицию охранять двери студии. Трейси и ее друзья устраивают анти-сегрегационную демонстрацию на глазах у полицейских. В возникшей суматохе служители порядка ловят всех, кто имел несчастье очутился в неправильное время в неправильном месте. В результате в одной и той же камере предварительного заключения оказываются Трейси с мамой, Пенни с мамой, Мейбелл и даже Эмбер с мамой (The Big Dollhouse). Велму и Эмбер вскоре освобождают за непричастностью, а за остальных вносит залог отец Трейси Уилбур Торнблад, продавший ради этого свой магазинчик шуточных товаров. Однако стараниями Велмы фон Тассл Трейси как зачинщицу оставляют в тюрьме и переводят в одиночную камеру (Good Morning Baltimore — Reprise).

Дома Эдна оплакивает судьбу Трейси и свои разбившиеся мечты стать знаменитым модельером. Она чувствует себя старой и никому не нужной. Но Уилбур говорит жене, что она нужна ему (Timeless to Me).

Тем временем дома у Пенни разгорается скандал. Мама запирает ее в комнате и запрещает общаться с миром. На выручку Пенни приходит влюбившийся в нее Сивид. Молодой человек выкрадывает даму сердца из родительского дома. На другом конце города Линк проникает в тюрьму к Трейси и освобождает ее, перерезав решетку паяльной лампой, сделанной из баллончика лака для волос и зажигалки (Without Love).

Борцы за расовую интеграцию собираются в магазине Мотормаут Мейбелл и разрабатывают очередную смелую акцию. Они собираются сделать расово-смешанным предстоящий конкурс красоты, о котором в городе столько разговоров. Трейси слегка напугана собственной смелостью, но Мейбелл говорит, что им уже нечего терять (I Know Where I’ve Been).

В день конкурса здание телестудии охраняется, словно сверхсекретный объект. Конкурс открывается песней в честь генерального спонсора, производителя лаков для волос (Hairspray), которую исполняют Корни и участники его шоу. Пока они поют, какой-то мужчина вкатывает в студию огромный муляж баллончика из-под лака. Велма узнает в мужчине Уилбура Торнблада. Заподозрив, что в муляже сидит его сбежавшая из тюрьмы дочь, она приказывает вооруженной охране заблокировать главный вход и не спускать глаз с подозрительного баллона.

Конкурс продолжается. Эмбер посвящает свое выступление неудачнице Трейси (Cooties). Однако, несмотря на отсутствие мисс Торнблад на конкурсе, ее кандидатура выставлена на зрительское голосование. К огорчению мисс фон Тассл жители Америки отдают свои симпатии толстушке. Эмбер заявляет, что раз Трейси не явилась, приз должен достаться ей, Эмбер.

Неожиданно в студию врываются Трейси, Линк, Малышка Инез и Пенни. За ними вбегают участники дня чернокожей музыки. Оказывается, вооруженная охрана, караулившая главный вход, это Сивид, Мейбелл и их друзья. Белые и черные танцоры впервые в истории балтиморского телевидения оказываются вместе в одной студии, и шоу Корни Коллинза провозглашается расово-смешанным. В кульминационный момент танца муляж баллона с лаком для волос взрывается, и из него на глазах всей страны появляется танцующая Эдна. Эмбер и Велма присоединяются к общему танцу, потому что ритм остановить невозможно (You Can’t Stop the Beat).

Когда рабочий материал «Лака для волос» был представлен потенциальным инвесторам, он вызвал такой интерес с их стороны, что мюзикл до 2007 года удерживал своеобразный рекорд по количеству фондов, компаний и частных лиц, финансировавших его постановку. Рекорд был превзойден мюзиклом «Весеннее пробуждение» (Spring Awakening).

15 августа 2002 года в Театре имени Нила Саймона (Neil Simon Theater) состоялась официальная премьера мюзикла на Бродвее. Утром все причастные к «Лаку для волос» проснулись знаменитыми. Нью-йоркская критика захлебывалась от восторга, а публика валила валом на новое шоу. Ажиотаж подогревался с помощью грамотной рекламной кампании и позаимствованной у другого молодежного мюзикла — RENT) — практики розыгрыша билетов. Желающие сэкономить на билетах до начала шоу записывались в специальный список, из которого с помощью лототрона выбирались счастливчики, получающие билеты на дорогие места в партере всего за 25 долларов.

На церемонии вручения театральной премии Тони за сезон 2002–2003 года «Лак для волос» правил балом. Заявленный в 13 номинациях, мюзикл победил в восьми, включая «большую тройку» — премии за лучший мюзикл, лучшее либретто (Марк О’Доннелл и Том Михан, для которого это была третья награда «Тони») и лучшую партитуру (Марк Шейман, Скотт Уиттман). Харви Фирстайн, чья работа была отмечена Тони за лучшую мужскую роль, стал вторым в истории премии Тони деятелем американского театра, удостоенным этой награды в четырех разных номинациях. Его партнер по сцене Дик Латесса (Dick Latessa), исполнитель роли Уилбура Торнблада, получил заслуженный «Тони» как лучший актер второго плана. Марисса Джарет Винокур, Джек О’Брайен и Уильям Айви Лонг также не остались без наград.

Харви Фирстайн является единственным участником оригинального состава шоу, который за время своего контракта не пропустил ни одного представления, еженедельно играя восемь спектаклей из восьми.

Через год после бродвейской премьеры стартовал национальный тур мюзикла. Марго Лайон со смехом жаловалась журналистам, что почти в каждом новом городе гастрольной команде мюзикла приходилось сначала знакомить зрителей с фильмом Джона Уотерса, а уже потом рекламировать свое шоу. В противном случае зрители считали, что «Лак для волос» — это театральная версия фильма 1975 года «Шампунь» (Shampoo) с Уорреном Битти (Warren Beatty) в главной роли, и, обманувшись в ожиданиях, забрасывали офис продюсеров недовольными письмами.

С успехом мюзикла оригинальный фильм Джона Уотерса обрел популярность и даже культовый статус. За пять лет существования шоу фильм 1988 года заработал на прокате дисков и продаже DVD и саундтрека в несколько раз больше, чем за предшествовавшие пятнадцать.

Первая иностранная постановка мюзикла открылась в 2005 году в Торонто. За ней последовали постановки в Хельсинки и Токио. Но настоящая мировая известность пришла к мюзиклу после выхода в июле 2007 года его экранизации.

Слухи о том, что «Лак для волос» собираются экранизировать, появились в 2005 году. Предполагалось, что адаптацией шоу для большого экрана займется Роб Маршалл, однако New Line Cinema сделала выбор в пользу Адама Шенкмана (Adam Shankman), также режиссера и хореографа в одном лице. Роль Трейси в фильме сыграла бывшая продавщица мороженого Никки Блонски (Nikki Blonski), а Эдны — Джон Траволта (John Travolta). К концу проката «Лак для волос» побил все рекорды сборов для музыкальных фильмов: за первую неделю демонстрации в кинотеатрах картина заработала больше, чем предыдущий кинохит «Чикаго», альбом с песнями из фильма был признан самым быстро продаваемым и поднимался на четвертое место в хит-параде саундтреков.

Экранизация подняла новую волну интереса к шоу на Бродвее, существенно омолодив его аудиторию и подняв кассовые сборы. Интересно, что подобное произошло и с двумя другими долгоиграющими хитами — «Призраком оперы» (The Phantom of the Opera) и RENT, несмотря на умеренные сборы киноверсии первого и откровенный провал экранизации второго. Таким образом, в очередной раз было опровергнуто мнение о том, что экранизация мюзикла — гвоздь, вбиваемый в гробовую доску полуживого сценического шоу.

30 октября 2007 года открылась постановка мюзикла на лондонском Уэст-Энде. Роль Трейси досталась начинающей актрисе Лиэнн Джоунс (Leanne Jones), а ее мамы — звезде британского театра Майклу Боллу (Michael Ball). Руководили постановкой Джек О’Брайен и Джерри Митчелл. По общему мнению критики, зрителей и авторов шоу, лондонская постановка получилась лучше бродвейской, более жизнерадостной и яркой. На церемонии вручения британской театральной премии «Оливье» она была удостоена трех наград, в номинациях «Лучший новый мюзикл», «Лучший актер мюзикла» и «Лучшая актриса мюзикла».

Вдохновившись успехом «Лака для волос», его создатели решили и далее идти проторенным путем создания театральных версий популярных кинофильмов. Марк Шейман, Скотт Уиттман и Джек О’Брайен выпус тили мюзикл картине 2002 года «Поймай меня, если сможешь» (Catch Me If You Can), а Марк О’Доннелл и Томас Михан написали либретто к мюзиклу «Плакса» (Cry-Baby) по еще одному фильму Джона Уотерса. Мировая премьера «Поймай меня...» состоялась в сезоне 2008-2009 годов, а премьера «Плаксы» прошла в апреле 2008 года в бродвейском театре «Маркиз» (Marquis Theatre). Шоу было встречено публикой без особого интереса и, несмотря на три номинации на премию «Тони» —"Лучший мюзикл«, «Лучшее либретто» и «Лучшая партитура» (авторы Адам Шлезингер (Adam Schlesinger) и Дэвид Джавераум (David Javerbaum)), было закрыто 22 июня 2008 года после 113 представлений. Продюсеры возлагают надежды на национальный тур «Плаксы», который запланирован на осень 2009 года, и региональные постановки.