МЫ ЗНАЕМ О МЮЗИКЛАХ ВСЕ!

Светлана Бутовская

Звуки музыки

Звуки музыки

1959

музыка Richard Rodgers (Ричард Роджерс)

песенные тексты Oscar Hammerstein II (Оскар Хаммерстайн II)

либретто Howard Lindsay & Russel Crouse (Ховард Линдсей & Рассел Круз)

Очень часто мюзиклы, успешно шедшие на театральных подмостках, продолжают покорять публику в кинотеатрах. Случается и наоборот — киномюзиклы превращаются в спектакли. История, о которой пойдет речь далее, прошла путь от книги к кинокартине, по которой затем был написан сценарий театральной постановки, вновь вернувшейся на экран, чтобы, под названием «Звуки музыки», стать одним из самых знаменитых музыкальных фильмов в истории кинематографа.

В 1958 году американские сценаристы Ховард Линдсей (Howard Lindsay) и Рассел Круз (Russel Crouse) вместе с продюсером Ричардом Холлидеем (Richard Halliday) и его женой, актрисой Мэри Мартин (Mary Martin), объединились для работы над спектаклем по немецкому кинофильму «Die Trapp Familie» (1956). В картине рассказывалось об австрийской семье, которая, спасаясь от преследования нацистов, была вынуждена покинуть родину и отправиться в Америку. История не была придуманной — в основе фильма лежала книга «The Story of the Trapp Family Singers» (1949). Ее автором была непосредственная участница описанных событий Мария фон Трапп.

Мэри Мартин была звездой музыкального театра, и, хотя на этот раз речь шла о драматическом спектакле, она не могла отказать себе в удовольствии выступить и в качестве певицы, тем более, что «Trapp Family Singers» были известной в Америке вокальной группой. Первоначально для музыкального оформления постановки авторы собирались использовать народные песни и духовную музыку из репертуара семьи фон Трапп. Однако Мэри хотелось исполнить песню, написанную специально для нее.

В этом Мартин могли помочь композитор Ричард Роджерс (Richard Rogers) и либреттист Оскар Хаммерстайн (Oscar Hammerstein), создатели мюзикла «Юг Тихого океана» («South Pacific»), в котором она играла с огромным успехом.

Роджерс и Хаммерстайн очень тепло относились к актрисе, но предложение использовать в одном спектакле фольклорную и современную музыку не вызвало у них энтузиазма. Зато у них возникла другая, более выигрышная с их точки зрения идея — сочинить совершенно новые музыкальные номера и превратить пьесу в мюзикл. Было решено, что, если Мартин, Холлидей, Линдсей и Крауз согласятся подождать год (в то время Роджерс и Хаммерстайн работали над другим проектом), они присоединятся к их команде. Разумеется, им ответили: «Да».

Так появились «Звуки музыки».

Роджерс и Хаммернстайн приступили к работе над партитурой в марте 1959 года, еще не зная, что «Звуки музыки» станут их последним совместным проектом, а «Эдельвейс» — последней песней (Оскар Хаммерстайн скончался в 1960 году).

В августе того же года начались репетиции, а 16 ноября состоялась премьера на Бродвее. Режиссером спектакля был Дэвид Джей Донахью (Vincent J. Donehue), танцевальные номера поставил Джо Лэйтон (Joe Layton). Главную роль, разумеется, исполнила Мэри Мартин, роль капитана фон Траппа — Теодор Бикель (Theodore Bikel), знакомый нашему зрителю по роли эксцентричного венгра Золтана Карпати в экранизации мюзикла «Моя прекрасная леди». Публика, которая была просто влюблена в Мэри Мартин, изо всех сил стремилась попасть на мюзикл, что обеспечило ему великолепные сборы.

«Звуки музыки» были сыграны 1443 раза и удостоены 5 премий «Тони»: Роджерс, Хаммерстайн, Линдсей и Крауз разделили награду за лучший мюзикл, Мэри Мартин назвали лучшей актрисой, а исполнительницу роли матери-настоятельницы Патрисию Ньювэй отметили как лучшую актрису второго плана. Дирижер и сценограф постановки также не остались без «Тони». Запись оригинального состава несколько месяцев лидировала в музыкальных чартах, разошлась по стране тиражом в 3 миллиона экземпляров и была отмечена «Грэмми». В 1961 соcтоялось турне мюзикла по США, и в этом же году шоу открылось в Лондоне, где шло более шести лет, став, таким образом, самым «долгоиграющим» американским мюзиклом в истории Уэст-Энда.

Голливуд заинтересовался историей семьи фон Трапп задолго до появления мюзикла Рождерса и Хаммернстайна. В 1956 году студия Paramaunt приобрела права на фильм «Die Trapp Familie», рассчитывая снять фильм с участием восходящей звезды киностудии, Одри Хепберн (Audrey Hepburn).

В июне 1960 года, спустя семь месяцев после премьеры мюзикла на Бродвее, другой голливудский гигант — студия 20th Century Fox — приобрела права на экранизацию за 1,25 миллион долларов. Согласно заключенному контракту, студия не имела права выпускать картину в прокат до 1964 года или до закрытия мюзикла, поэтому проект был временно отложен.

Пока фильм ждал своего часа, на 20th Century Fox начался финансовый кризис. В 1962 году, когда банкротство студии казалось неизбежным, представители кинокомпании объявили о том, что для работы над «Звуками музыки» приглашен известный сценарист Эрнст Леман (Ernest Lehman).

Леман, перу которого принадлежали сценарии киноверсий бродвейских шоу «Король и Я» («The King And I») и «Вестсайдская история» (West Side Story), видел мюзикл в театре и был заинтересован в работе над проектом.

Найти подходящего режиссера было непросто. Роберт Уайз (Robert Wise, «Вестайдская история»), Стенли Донен (Stanley Donen, «Поющие под дождем») и Джин Келли (Gene Kelly) ответили отказом, так как в Голливуде справедливо полагали, что съемки картины потребуют значительных средств, которых у Fox не было. Кроме того, мюзикл был слишком слащавым и сентиментальным, чтобы заинтересовать кого-либо из больших режиссеров. В конце концов Леману и директору студии Ричарду Зануку (Richard Zanuсk) с огромным трудом удалось уговорить Уильяма Уайлера (William Wyler, «Римские каникулы»), который, впрочем, также не был в восторге от шоу, взять на себя режиссуру.

К 10 сентября 1963 года у Лемана был готов первый набросок сценария. Однако выяснилось, что Уайлер совершенно иначе представлял себе фильм: если его что-то и могло заинтересовать в сюжете, так это исторический контекст — аншлюс Австрии. Поскольку никто не собирался вносить в сценарий изменения, Уильям Уайлер постепенно утратил интерес к фильму, переключившись на другой проект. Тогда Леман снова решил обратиться к Роберту Уайзу. Автору «Вестсайдской истории» не нравилась пьеса, однако он находил музыку талантливой и согласился работать над экранизацией.

Сюжет фильма несколько отличался от истории, рассказанной в пьесе, однако именно в такой версии «Звуки музыки» обрели мировую известность.

Главная героиня мюзикла — Мария, послушница зальцбургского монастыря, никак не может подчинить свою жизнь строгим правилам обители, например, отказать себе в прогулке по окрестным горам. Монахини озабочены тем, что она не готова посвятить себя Богу. Чтобы девушка поняла, в чем состоит ее настоящее призвание, мать настоятельница отправляет ее в «мир» работать гувернанткой в семье капитана Георга фон Траппа, отставного офицера Австрийского Военного флота, на руках которого после смерти жены осталось семеро детей. Дети встречают новую гувернантку настороженно, и, хотя в доме капитана царит военная дисциплина, Мария немедленно становится объектом не всегда безобидных розыгрышей со стороны своих новых подопечных. Впрочем, очень скоро ей удается завоевать сердца детей. У нее устанавливаются доверительные отношения со старшей дочерью капитана фон Траппа, Лизль, которая переживает свою первую любовь. Ее избранник — Рольф, местный почтальон.

Капитан фон Трапп отправляется в столицу. Жизнь в усадьбе меняется: вместо полувоенной униформы, которую носят дети капитана, Мария шьет детям одежду для игр, устраивает пикники в горах и учит петь. Дом наполняется смехом и шумом детских голосов.

Из Вены капитан привозит свою невесту, баронессу Эльзу Шредер и импресарио Макса Дэтвейлера, который озабочен поиском участников для Зальцбургского фольклорного фестиваля. Фон Трапп не доволен переменами, которые произошли в его отсутствие, и сообщает Марии, что она уволена. Однако, услышав пение своих детей, специально разучивших песню к приезду баронессы, капитан меняет свое решение.

Мария и дети устраивают небольшое кукольное представление, после которого Макс намекает капитану на то, что они могли бы принять участие в фестивале. Но фон Трапп против того, чтобы члены его семьи выступали перед публикой.

Чтобы представить баронессу своим друзьям, капитан организовывает в ее честь прием, во время которого фон Трапп и Мария танцуют австрийский народный танец лендлер. Именно тогда они понимают, что испытывают друг к другу не просто симпатию. Подобный вывод делает и проницательная Эльза. Она приходит в комнату к Марии и ошарашивает ее известием о том, что капитан ее любит. Прикрываясь своим желанием помочь девушке, она поддерживает ее решение вернуться в монастырь.

Эльза пытается завоевать расположение детей, однако они скучают по Марии. В это время, в монастыре, Мария признается матери настоятельнице, что любит капитана. Та убеждает девушку, что она должна бороться за свою любовь и преодолеть все препятствия. Мария решает вернуться в усадьбу, где ее ожидает неприятное известие: свадьба баронессы и капитана — дело решенное. Однако Эльза понимает, что сердце капитана принадлежит не ей, и покидает дом фон Траппа. Капитан и Мария признаются друг другу в своих чувствах...

Бюджет фильма был по тем временам значительным — он превышал 8 миллионов долларов, что было вызвано желанием киностудии 20th Century Fox снимать большую чаcть фильма в Зальцбурге, в окрестностях усадьбы фон Траппов. На роль Марии взяли 29-летнюю актрису и певицу Джули Эндрюс (Julie Andrews), которая делала первые, но довольно уверенные шаги в кинематографе. Ее партером стал канадец Кристофер Пламмер (Cristopher Plummer, Георг фон Трапп). Несмотря на желание Пламмера самому исполнить музыкальные номера, его дублировал актер Билл Ли (Bill Lee). Фильм также украсила голливудская звезда Элеонор Паркер (Eleanor Parker, Эльза), небольшая эпизодическая роль сестры Софии досталась Марни Никсон (Marni Nixon), а в одной из сцен, снятых в Зальцбурге, появилась сама Мария фон Трапп.

Ричард Роджерс, оставшийся к тому времени без соавтора, принял активное участие в создании фильма. Он внес существенные изменения в партитуру, из которой были исключены три номера: любовный дуэт Марии и Капитана и два дуэта Макса и Эльзы. В то же время были добавлены песни «I Have Confidence» и «Something Good», для которых Роджерс сам написал текст.

Мировая премьера фильма состоялась в Нью-Йорке 2 марта 1965 года. Картина была выдвинута на премию «Оскар» в 10 номинациях, из которых выиграла пять, среди них — «Лучший режиссер» и «Лучший фильм». И в наши дни кинолента «Звуки музыки» остается одним из самых прибыльных проектов в истории американской киноиндустрии.

Однако экранизация не стала последней страницей в истории мюзикла, который по-прежнему любим публикой и ставится по всему миру.

В 1981 году мюзикл был возобновлен на Уэст-Энде в театре Аполло Виктория (Apollo Victoria), главную роль сыграла Петула Кларк (Petula Clarck). В 1990 году мюзиклы был поставлен в Нью-йоркской городской опере (New York City Opera). В 1996-1998 годах шоу можно было посмотреть в Великобритании, Южной Африке, Китае, Нидерландах, Швеции, Исландии, Финляндии, Перу, Израиле и Греции. Каждый год в США и Канаде осуществляется более 500 любительских постановок.

В 1998 году мюзикл вернулся на Бродвей, на этот раз в постановке Сьюзен Шульман (Susan Schulman). Главные роли исполнили Ребекка Льюкер (Rebecca Luker) и Майкл Сайберри (Michael Siberry), которых на следующий год сменили Ричард Чемберлен (Richard Chamberlain) и Лора Бенатти (Laura Benanti).

В 2005 году мюзикл «Звуки музыки» впервые был поставлен на родине героев, в Австрии. Постановку на немецком языке осуществила Венская народная опера (Volksoper Wien). Спектакль был с энтузиазмом встречен публикой и долгое время оставался в репертуаре театра. Также различные постановки «Звуком музыки» можно посмотреть в Зальцбуге, в том числе в знаменитом зальцбургском Театре марионеток (Saltzburg Marionettes).

В июле 2006 года на британском телевидении стартовало риалити-шоу «How Do You Solve a Problem Like Maria?», целью которого был исполнительницы роли Марии фон Трапп в новой постановке мюзикла, продюсером которой стал Эндрю Ллойд-Уэббер. В результе голосования телезрителей победительницей стала Конни Фишер (Connie Fisher). Постановка открылась 15 ноября в лондонском театре Palladium, где и шла до 21 февраля 2009 года. Как спектакль, так и выпущенная запись, были с одобрением встречены критикой и зрителями.

В октябре 2011 года в МДМ открылась российская постановка «Звуков музыки». Компания «Стейдж Энтертейнмент Россия» представила московскому зрителю оригинальную версию мюзикла, над которой работала творческая команда во главе с режиссером Евгением Писаревым. Сценическое оформление создал Евгений Марголин, звуковым оформлением шоу занимались иностранные специалисты. Последнее представление состоялось 28 июня 2012 года.

Среди многочисленных аудиозаписей «Звуков музыки» наиболее популярны три — саундтрек одноименного кинофильма (продано более 11 миллионов копий), запись оригинального состава с Мэри Мартин в роли Марии и студийная запись 1998 года. Кроме того, существует запись, сделанная участниками «Trapp Family Singers», к сожалению, уже давно ставшая раритетной.

Прототип главной героини мюзикла, Мария фон Трапп, пыталась принять участие в создании фильма. Она встречалась со сценаристом Эрнстом Леманом, пытаясь убедить его больше следовать исторической правде, в частности, в описании характера ее мужа, однако Леман остался при своем мнении. Джули Эдрюс виделась с Марией фон Трапп лишь единожды, когда Мария случайно оказалась в Зальцбурге на съемочной площадке. Студия не прислала Марии приглашение на премьеру, однако ей удалось попасть на предварительный просмотр картины, которая произвела на нее хорошее впечатление. И все же к реальной истории фильм "Звуки музыки" имел мало отношения. Реальный капитан Фон Трапп не был неприступным, авторитарным отцом. Это был добродушный человек, годившийся Марии в отцы. В семье фон Траппов музицированием занимались еще до появления Марии. Мария Августа Кучера (таково ее полное имя) не была послушницей Ноннбергского аббатсва, она работала там учительницей. В семье Георга фон Траппа Мария была гувернанткой одной из его дочерей, которая была больна. Мария вышла замуж за капитана из-за привязанности к его детям. Их свадьба состоялась в 1927 году (в то время, как в фильме события происходят в 1938). Постепенно ее взаимотношения с Георгом фон Траппом переросли в любовь. Почти все состояние, принадлежавшее Георгу фон Траппу, пропало после краха Австрийского банка в начале 30-х годов. Фон Траппы были вынуждены сдавать в аренду большую часть своего поместья и выступать в концертах и на фестивалях еще до прихода фашистов. В 1936 году Семья фон Трапп получила первый приз на Зальцбургском фестивале, затем последовало успешное турне по Австрии и Европе. Наконец, в Италию (а не в Швейцарию) семья отправилась не пешком через Альпы, а на поезде. Оттуда семья перебралась в Великобританию, а затем в Соединенные Штаты. Впоследствии, по приезде в Америку (1938 год), их семейный ансамбль почти 18 лет гастролировал по стране. Затем фон Траппы обосновались в Вермонте, где построили гостиницу в австрийском стиле. В 1980 она полностью сгорела, однако была восстановлена и по сей день остается семейным делом фон Траппов. Капитан Георг фон Трапп скончался в 1947 году. Мария, которая пережила его на сорок лет, скончалась в 1987 году в возрасте 82 лет

comments powered by Disqus